Елисеев Григорий Захарович - выдающийся журналист (1821 - 1891).
По окончании курса в Московской духовной академии преподавал в Казанской духовной академии русскую церковную историю и другие предметы. По свидетельству автора "Истории Казанской духовной академии", профессора Знаменского , и по воспоминаниям Щапова и Шелгунова , Елисеев оставил по себе в академии самую светлую память. Его внимание привлекли прежде всего успехи христианства в Казанском крае и деятельность первых его просветителей. С большим трудом удалось ему собрать материалы по этому вопросу по отдаленным монастырям и приходам края. Результатом этих трудов явилась в 1847 г. "История первых насадителей и распространителей казанской церкви, святителей Гурия, Варсонофия и Германа". Затем Елисеев приступил к составлению "Истории распространения христианства в Казанском крае" и в 1853 г. изготовил к печати первый том. Епархиальная цензура не нашла, по-видимому, возможным выпустить в свет сочинение Елисеева, и рукопись его доселе хранится в академии. В 1854 г. Елисеев оставил академию и три года служил в Сибири, сначала окружным начальником, потом советником губернского правления. Выйдя в отставку, он в 1858 г. прибыл в Петербург, и в том же году появилась в "Современнике" его первая статья: "О соборе", обратившая на себя внимание и дельностью содержания, и талантливостью изложения. Добролюбов и Чернышевский сразу оценили Елисеева. Из других его статей, помещенных в "Современнике" в первые два года пребывания его в Петербурге, самые выдающиеся: "Уголовные преступники", "О движении народонаселения в России", "О препровождении ссыльных по Сибири". Эти статьи подписывались псевдонимом Грыцко и дали их автору большую известность. С начала 1861 г. до конца 1865 г. Елисеев вел в "Современнике" отдел "внутреннего обозрения", который можно сказать, он создал и утвердил в русской журналистике. Смерть Добролюбова и арест Чернышевского сделали его одной из руководящих сил журнала. С конца 1865 г. Елисеев взял на себя отдел "Обозрения журналистики" и написал ряд историко-литературных статей: "Очерки истории русской литературы по современным исследованиям", где анализируется русская литература XVIII в. со стороны ее общественных идеалов и публицистического значения. В это же время появилась одна из наиболее выдающихся его статей: "Екатерининский дворянин и дворянская газета "Весть". В 1862 г. Елисеев короткое время был редактором еженедельного издания "Век", в 1863 г. - газеты "Очерки". Он принимал также ближайшее участие в "Искре", где в 1859 - 1863 гг. вел "Хронику прогресса". В 1866 г., одновременно с прекращением "Современника", Елисеев был арестован, но вскоре освобожден. С 1868 г. Елисеев становится одним из трех редакторов-пайщиков перешедших к Некрасову "Отечественных Записок", где он вел "Внутреннее обозрение". В 1881 г. Елисеев заболел и выехал за границу, где и пробыл до прекращения "Отечественных Записок" (1884). В это время он писал мало. После прекращения "Отечественных Записок" можно указать только на предсмертную статью Елисеева: "Из прошлого двух академий" (в "Вестнике Европы", 1891). После смерти Елисеева напечатаны его статьи: "Некрасов и Салтыков" (в "Русском Богатстве", 1893) и "Гоголь" (там же, 1902). Изданные в 1894 г. "Сочинения" Елисеева были уничтожены цензурой. Писавший большей частью анонимно, изредка под псевдонимом, Елисеев был сравнительно мало известен большой публике, у которой, однако, его обозрения пользовались широкой популярностью и большим влиянием. Еще большее значение Елисеев имел в литературной среде, как один из самых опытных, нравственно-безупречных и талантливых журналистов. Состояние свое Елисеев завещал литературному фонду. - См. Н. Михайловский "Литературные воспоминания"; С. Кривенко "Воспоминания", в "Русской мысли" (1901, VII); М.К. Лемке "Очерки по истории русской цензуры и журналистики"; Южаков "Социологические этюды".