Он известен благодаря своим исследовательским и литературным эссе, которые рассматривают рок-музыку в гораздо более широком культурном и политическом контексте, чем это было принято в популярной музыкальной журналистике.
Грейл Маркус родился 19 июня 1945 года в Сан-Франциско (San Francisco). Его отец, 24-летний помощник капитана Грейл Герстли (Greil Gerstley), погиб еще до его рождения, 18 декабря 1944 года, вместе со свои кораблем, эсминцем USS Hull (DD-350), затонувшим во время тайфуна близ острова Лусон (Luzon) на Филиппинах (Philippines). В 1948 году его мать вышла замуж во второй раз, и Грейл вырос под фамилией усыновившего его отчима. Он не сохранил практически никаких детских воспоминаний о родном отце, хотя бывал в его семье, знакомился с дядей и тетей с отцовской стороны, поэтому когда, уже в зрелом возрасте Маркус узнал в подробностях о судьбе эсминца и услышал из уст очевидцев детальную историю гибели своего отца, это стало для него потрясением.
Грейл учился в Калифорнийском Университете в Беркли (University of California, Berkeley), окончил его со степенью бакалавра в области американистики и затем там же защитил степень по политологии. О
н был критиком и обозревателем музыкального журнала 'Rolling Stone', а также был там первым редактором по рецензиям, получая 30 долларов в неделю. Кроме того, Маркус писал и для других изданий, включая 'Creem', 'The Village Voice' и 'Artforum'. С 1983 по 1989 год Маркус входил в совет директоров организации 'National Book Critics Circle'.
Его книга 'Таинственный поезд' (Mystery Train), опубликованная в 1975 году, отличалась от других подобных работ тем, что поместила рок-н-ролл в контекст американских культурных архетипов, от 'Моби Дика' (Moby-Dick) и 'Великого Гэтсби' (The Great Gatsby) до Ли 'Стаггера' Шелтона (Lee Stagger Shelton). Маркусовское 'распознавание единиц, которые уже существуют в американском воображении' вдохновило массу других авторов на создание бесчисленных книг по рок-тематике.
30 августа 2011 года журнал 'TIME' опубликовал свою версию списка 100 лучших документальных книг, начиная с 1923 года, когда вышел пер
вый номер журнала, и 'Таинственный поезд' вошел в этот список как одна из всего лишь 5 книг в списке, которые так или иначе относятся к культуре, и единственная, темой которой стала американская музыка.
Его следующая книга, 'Следы губной помады: Тайная история ХХ века' (Lipstick Traces: A Secret History of the 20th Century), напечатанная в 1989-м, в характерном для Маркуса стиле рассматривает целое столетие из жизни западной цивилизации. Полагая панк-рок транс-историческим культурным феноменом, Маркус рассматривает философские связи между сущностями столь разнообразными, как средневековые еретики, дадаизм, ситуационисты и 'Sex Pistols'.
В 1991 году Маркус опубликовал книгу 'Мертвый Элвис' (Dead Elvis), сборник работ о влиянии Элвиса Пресли (Elvis Presley) на американскую культуру, в котором доказывал, что негативный имидж Элвиса сложился уже после его смерти; и в 1993 году опубликовал 'Ranters and Crowd Pleasers', позже переизда
нную как 'In the Fascist Bathroom: Punk in Pop Music', исследование влияния панка на пост-панковские музыкальные движения.
В 1997-м, используя как отправную точку старые подпольные записи Боба Дилана (Bob Dylan), Маркус буквально расчленил американское подсознание книгой 'Invisible Republic: Bob Dylan's Basement Tapes'.
В настоящее время он пишет колонку 'Elephant Dancing' для 'Interview', 'Real Life Rock Top Ten' для 'The Believer' и время от времени читает курсы по американистике в своей альма-матер. Маркус также преподает в университете Новая Школа (New School University), читая курс под названием 'The Old Weird America: Music as Democratic Speech – from the Commonplace Song to Bob Dylan'.
В марте 2010 года вышла его книга 'When That Rough God Goes Riding: Listening to Van Morrison', за ней последовали 'Bob Dylan by Greil Marcus: Writings 1968–2010' и - в 2011 году, - 'The Doors: A Lifetime of Listening to Five Mean Years'