Бабёф и его сторонники намечали в случае успеха восстания проведение ряда экономических мероприятий в целях немедленного улучшения положения масс и выдвигали план создания "национальной коммуны", которая должна была вытеснить частное хозяйство. Слабой стороной их взглядов являлась "грубая уравнительность"...
(настоящее имя Франсуа Ноэль) (23.11.1760, Сен-Кантен, - 27.5.1797), французский революционный коммунист-утопист, руководитель движения "во имя равенства" во время Директории. Родился в бедной семье бывшего солдата. В 1780 году стал архивистом-февдистом (юристом). Окружавшая Бабёфа социальная действительность внушила ему страстную ненависть к феодальному строю. Знакомство с идеями Руссо и Мабли (позднее Морелли) превращают Бабёфа в убеждённого сторонника общества "совершенного равенства", в котором отсутствует частная собственность. Уже в 1785 году Бабёф разработал план создания "коллективных ферм" вместо крупных земельных владений. Активный участник революции в Пикардии, Бабёф, не теряя из виду свой конечный идеал, с присущим ему политическим чутьём стремился использовать такие события повседневной борьбы, которые могли бы активизировать народные массы. В 1790 году за организацию движения против уплаты косвенных налогов Бабёф был заключён в парижскую тюрьму, откуда его освободили при содействии Ж. П. Марата. В последующие годы Бабёф выдвинул смелую аграрную программу - полная ликвидация феодальных прав без выкупа, уничтожение крупной земельной собственности, распределение в долгосрочную аренду конфискованных церковных имуществ вместо распродажи, раздел общинных земель и, наконец, "аграрный закон", идею которого Бабёф сформулировал ещё в книге "Постоянный кадастр" (1789). В 1791 году Бабёф, в связи с бегством короля, выступил за установление республики. В 1793 году работал секретарём продовольственной администрации Парижской Коммуны. На протяжении всей революции Бабёф последовательно отстаивал интересы неимущих классов, в особенности тех слоев мануфактурного пролетариата, проживавших ещё в деревне, для которых главным источником существования уже становилась заработная плата. Бабёф критиковал якобинский Конвент и даже Марата за недостаточное внимание к вопросу о "благосостоянии неимущего класса". Опыт якобинской диктатуры и деятельность по распределению продовольственных ресурсов столицы убедили Бабёфа в практической возможности осуществления "общества совершенного равенства". В 1793-1794 годах по ложному обвинению в подлоге Бабёф находился в заключении. Освобожденный ко времени 9 термидора, он через несколько недель становится убеждённым противником термидорианского Конвента, выступает против него в своей газете "Журналь де ла либерте де ла пресс", переименованной вскоре в "Трибюн дю пёпль". В феврале 1795 года Бабёф вновь подвергся аресту. Освобожденный по амнистии (октябрь 1795 года), он возобновляет издание "Трибюн дю пёпль" и становится вместе с Ф. Буонарроти, О. А. Дарте, Ш. Жерменом и другими организатором и руководителем коммунистического движения "во имя равенства". Весной 1796 года возглавляет "Тайную повстанческую директорию" и подготовляет народное выступление. В результате предательства одного из участников движения Гризеля все его руководители были арестованы. Бабёф по приговору суда в Вандоме был казнён.
Бабёф и его сторонники бабувисты занимают видное место в ряду предшественников научного коммунизма. На основании опыта революции Бабёф пришёл к выводу о невозможности немедленного осуществления "чистой демократии" и необходимости установления временной революционной диктатуры в период перехода от старого общества к коммунистическому. Признание необходимости диктатуры явилось одной из важнейших черт идейного наследия бабувизма. Бабёф и его сторонники намечали в случае успеха восстания проведение ряда экономических мероприятий в целях немедленного улучшения положения масс и выдвигали план создания "национальной коммуны", которая должна была вытеснить частное хозяйство. Слабой стороной их взглядов являлась "грубая уравнительность", осужденная Марксом и Энгельсом. В целом Маркс и Энгельс высоко оценивали роль Бабёфа и в "Манифесте Коммунистической партии" охарактеризовали его сочинения как литературу, которая "... выражала требования пролетариата...".