В середине шестидесятых Алан Коудерой и Пол "Сэнди" Дэвис, обучавшиеся в католической школе в окрестностях Лондона, решили организовать группу. Пригласив с этой целью своих знакомых Мартина Киткэта и Тима Уэтли, они потихоньку начали репетировать в помещении школы и разучивать народные песни и модные шлягеры тех лет.
Первоначальный состав:
Paul Davis - vocals, guitar, timpani
Martin Kitcat - Mellotron, piano, electric piano, harpsichord, vocals
Alan Cowderoy - guitar, vocals
Tim Wheatley - bass
Robert Lipson - drums
Вскоре они решили, что Дэвису стоит переключиться с ударных на вокал, и в коллектив был
приглашен еще один участник - барабанщик Роберт Липсон. Довольно-таки быстро группа подготовила материал, который представлял собой обычную поп-музыку тех лет, и стала давать концерты в помещении школы. Поначалу группа носила название SATAN'S DISCIPLES. Подросткам показалось "прикольным", что групп
а, базирующаяся в помещении католической религиозной школы, будет носить такое "спорное" название.
Постепенно музыканты набирались знаний и опыта, и вскоре их уже не устраивал поп-формат, в котором они работали. Ребята приняли решение работать всерьез, и "прикольчики" с сатанинским названием их уже
не "прикалывали". В конце концов, по предложению их менеджера Дэвида Бота (David Both), они взяли себе имя GRACIOUS! (с восклицательным знаком на конце).
В конце шестидесятых группа подготовила демо-запись и представила ее опытному продюсеру Норри Парамору (Norrie Paramor), известному своей работ
ой с Cliff Richard и THE SHADDOWS. Тот очень высоко оценил работу, но сказал, что "это не его формат" и свел музыкантов с Тимом Райсом (Tim Rice - автор либретто рок-оперы "Jesus Christ Superstar"). Райс замолвил за группу словечко, и вскоре она получила контракт на запись пластинки в компании "Vert
igo".
Примерно в то же самое время произошло еще одно событие, сильно отразившееся на судьбе GRACIOUS! Группе посчастливилось поработать на одной сцене с KING CRIMSON, и музыканты, впервые услышав меллотрон, были ошеломлены его оригинальным звучанием и широкими возможностями. Вскоре они приобрели
и освоили этот дорогостоящий и очень сложный в настройке инструмент, и это сильно повлияло на саунд и стилистику группы.
В 1970 году вышла дебютная пластинка GRACIOUS! К сожалению, меллотрон музыканты использовали не слишком часто, но зато они очень неплохо смогли вписать в роковые структуры клаве
син (очень жаль, что этот замечательный инструмент так редко используется в рок-музыке), что добавило их работе изящности и шарма. Нередко использовались реминисценции из классики, иногда в шутливой форме, а структура композиций была весьма разнообразна и интересна. Виртуозами никто из инструментали
стов, пожалуй, не являлся, но все они сделали свое дело вполне грамотно и со вкусом. Вокал довольно-таки посредственный, но отторжения не вызывает. В результате получился в меру драматичный, в меру красивый, в меру изощренный и в меру хороший альбом, сильно напоминающий ранние работы KING CRIMSON, а
иногда ассоциирующийся с дебютником ELP. Возможно, на фоне "грандов" эта пластинка кому-то покажется анахронизмом, но не стоит забывать, что записана она была в 1970 году, когда прогрессивное движение еще только начинало набирать силу.
Записав первый альбом, группа стразу же принялась за работу н
ад новой пластинкой, но руководство компании, недовольное низкими темпами продаж первого альбома, притормозило выпуск новой работы коллектива. С концертной деятельностью так же было не все гладко, и в группе началась чехарда с составом, тем более что отношения между музыкантами всегда были далеки от
идеальных. Вторая пластинка все же вышла в 1972 году, но к тому времени группы уже не существовало.
Это довольно-таки странная работа. Первая четырехчастная композиция "Super Nova", длящаяся более двадцати минут, демонстрирует, что группа сделала значительный шаг вперед. Эта вещь очень грамотно с
труктурирована и аранжирована, красива и достаточно оригинальна (хотя без влияния CRIMSON не обошлось и на сей раз). Музыканты уже вполне освоились с меллотроном, и этот инструмент звучит уже гораздо чаще и интереснее, чем на дебютной пластинке. Недостаток этой вещи в том, что группа уже не так акти
вно использует клавесин, который раньше звучал очень красиво и уместно.
А вот дальше начинаются чудеса. Остальные четыре композиции - довольно-таки посредственный прогрессив, сильно уступающий тому, что группа делала годом раньше. Меллотрон активен, но это не спасает положения, а клавесина уже сов
сем не слышно. Вещи гораздо более песенные, простенькие и "корявые", и складывается впечатление, что писались они наспех, или просто без особого энтузиазма. Возможно, это обусловлено тем, что во время записи группа находилась уже на грани распада. Лишь кримзонообразная меллотронизированная баллада "
What's Come to Be" достаточно красива и мелодична, но звучит она всего три с половиной минуты. В общем, пластинка неплохая, но вытягивает ее только первая композиция.
После роспуска GRACIOUS! экс-участники группы не проявили себя в каких-либо известных коллективах. Лишь Уэтли был приглашен в соста
в тогда еще не особо успешной (на тот момент) группы SUPERTRAMP, но отказался, о чем немало сожалел впоследствии. В 1977 году он основал собственную студию "Chestnut" в Германии и играл в тамошних малоизвестных группах местного масштаба. Остальные его товарищи избрали карьеру техников по звуку или м
узыкальных менеджеров.
В 2003 году, по инициативе небольшой японской звукозаписывающей компании, состоялся реюнион GRACIOUS! Представители фирмы предложили музыкантам записать новый альбом, который "будет звучать так, как будто он был записан в начале семидесятых". На данный момент о новой работе