Творчество Gong оказало огромное влияние на всех современных исполнителей, работающих на стыке джаз- и авангардного арт-рока.
Группа образована в 1970 году во Франции. Состав группы: Дэвид Аллен (гитара) родился 13 января 1938 года в Австралии, Жиль Смит (вокал), Дидье Малерб (саксофон, флейта), Кристиан Трич (бас, гитара), Пип Пайл (ударные), Лурье Аллен (ударные), Стив Хиллидж (гитара), Франсис Бэкон (вокал). Лидер и основатель группы Аллен - бывший австралийский битник. В 1966 году он окончил Кентерберийский колледж (Англия) и присоединился к английской группе "Soft Machine". После окончания первых гастролей Аллен обосновался во Франции и до 1969 года издал несколько сборников своих стихов. Тогда же он выступал с вокалистом Дж. Смитом. К 1970 году дуэт превратился в группу "Gong". У этих лидеров жанра музыкальной космической фантастики был извилистый и трудный путь. Группа явилась результатом активности композитора, певца и гитариста Дэвида Оллена, всегда отличалась редкой неустойчивостью состава и даже в эпоху своего расцвета представляла собой, по крайней мере, 7 отдельных коллективов, которые перемешивались и вступали во взаимодействие. Австралийский битник, впервые приехавший в Англию в 1961 году, Оллен был одним из основателей группы Soft Machine. Вместе с Softs он отправился в свое первое европейское турне, но по возвращении у него оказался непорядок с паспортом и ему запретили въезд в Англию. Оллен возвращается в Париж, где уже раньше занимался поэзией и имел связи в литературных кругах. До 1969 года он издал здесь несколько сборников стихов. Вместе с певицей Джилли Смит начал играть с различными гастрольными музыкантами. Отсюда и происходят два его первых альбома [A1] и [A2], выпущенные на фирме Byg Records, а затем в 1970 году было объявлено о создании группы Gong. Альбомы [1] и [2] были заявкой о себе новой группы, в которую входили Джилли Смит, Кристиан Трич и Дидье Малерб (саксофон, флейта), а также ударник Пип Пайл, который ушел во время первого английского турне ансамбля и был заменен ориентированным на джаз Лаури Алленом. Басистом был Фрэнсис Моуз из группы Magma. В это время Gong является одной из самых популярных групп, работавших во Франции, завербовавшей некоторое число поклонников и в Англии, благодаря импорту дисков и случайным концертам (как пример концертного выступления той поры - запись на выпущенном в 1973 году фирмой Revelation концертном сборнике Glastonbury Fayre). С самого начала Gong стали исполнять очень сложные композиции, где в равной степени присутствовали элементы арт-рока, джаза, западноевропейского фольклора, фоном для которых служили эффектные синтезаторные импровизации. В текстовом отношении композиции "Гонга" представляют собой нечто среднее между поэзией битников и мифологией хиппи и по сей день являются одним из лучших образцом стихосложения в роковой музыке. Главной заботой Оллена было придание блеска игре ансамбля, но желание удержать ее в максимальной удаленности от стиля варьете. Обладая отличным материалом, Оллен мог поступить так же, как и Кевин Эйрс: взять хорошего аранжировщика и сделать себе сольный альбом. Но Дэвид пошел иным путем, решив создать группу со своей философией и мифологией, вдохновленную идеями рока и фри-джаза. Оллен был абсолютным лидером группы, хотя и не обладал многими привычными особенностями этого амплуа. Он верил в творческую демократию и хотел оставить для нее место, сотворив группу с равномерно распределенной ответственностью. Однако в начале 1972 года Оллен распустил группу и сосредоточился на композиторской работе, реформировав ансамбль в конце того же года вместе с контрактом с фирмой Virgin. В новом составе сохранили свои места Малерб, Смит, Лаури Аллен, Трич и Моуз, к которым добавились английский гитарист Стив Хиллидж и исполнитель на синтезаторе Тим Блэйк. Этот состав записал альбом [3], после которого Оллен и Смит отправились в Испанию. Остаток группы назвал себя Paragong (хотя часто прикрывался и прежним названием и состоял в этот момент из Хиллиджа, Блэйка, Малеpба, новичка - ударника Пьера Мерлена, рожденного на Фиджи Майка Хаулетта) и гастролировал по Франции с весны, пока в него не вернулись Оллен и Смит. Упомянутый диск [3] явился первой частью задуман
ной Олленом трилогии "Радиогном-невидимка", до мельчайших деталей разрабатывающей тему низвержения с пьедестала героя. Примерный сюжет этой трилогии таков: в [3] герой обнаруживает существование планеты "Гонг", а в конце пластинки с ним происходит что-то вроде раздвоения личности; в [4] герой прибывает на "Гонг", где встречает сверхлюдей, которые говорят ему, что он должен вернуться на Землю и попытаться создать там то, что он видел на этой планете; в [5] герой снова оказывается на Земле, но из-за слабости человека, все, что он организует, превращается в игру или хаос. Это для него большое разочарование, но он все же сохраняет веру. Для создания этих альбомов группа жила коммуной в маленьком домике за городом, проводя все время в непрерывном поиске. После выпуска последнего альбома трилогии Оллен отошел от активной музыкальной деятельности и отправился с Джилли на Майорку к своим детям. Для объяснения ухода Аллена из группы можно выдвинуть много причин: определенная усталость от жизни с группой, завершение "Радиогнома-невидимки", но, пожалуй, уход его обуславливается главным образом музыкальными соображениями. Gong эпохи "Радиогнома" состоял из музыкантов, личности которых мало-помалу утвердились и у которых были разные музыкальные интересы. Именно это разнообразие, разумеется, и представляло силу группы. Но такая ситуация по самой своей природе неустойчива, особенно еще потому, что музыканты, незаурядные исполнители на своих инструментах, интересовались теперь только музыкой, а не словами и мифологией. Чувствуя это, Оллен, в натуре которого никогда не было желания навязывать свои идеи группе, ушел со сцены. Уже в период диска [5] он не играл важной роли в музыкальном плане, его участие ограничивалось главным образом текстами. Получалось так, что содержание, которое сначала значило очень много, было в конечном счете превзойдено музыкой. Забегая вперед, нужно отметить, что в диске [6] Хиллидж будет петь: "Не стоит говорить, если хотите понять, то слушайте музыку", а на следующей пластинке слов не будет вообще. Естественной заменой Аллену казался Стив Хиллидж, который в духовном отношении был последователем бывшего лидера. Однако через короткое время оказалось, что лучшее время Хиллиджа было в альбоме [5] и развитие группы не выходит за рамки подражания. Следующий, более принципиальный переход был осуществлен на диске [6]. Но до него состав группы претерпевал ряд изменений. Дважды уходил из группы Пьер Мерлен; в первый раз его заменил Билл Брафорд сразу же после распада ансамбля King Crimson, a во второй - Брайен Дэвисон, ранее из Nice и Refugee. С помощью членов группы Gong записывает свой сольный альбом Стив Хиллидж и в конце 1975 года уступает в ансамбле свое место Алану Холдсуорту. Затем в ансамбле вновь приходят значительные изменения. В своем лучшем составе: Оллен, Малерб, Мерлен, Блэйк и Хиллидж они собрались в мае 1978 года на "воссоединительный" концерт. Хотя эта акция позволила музыкантам решить часть проблем прошлого и привела к появлению нового великолепного альбома [8], однако соперничество двух заинтересованных фирм грамзаписи - Virgin и Tapioca - быстро отравило атмосферу согласия. С этого момента каждый из музыкантов, составлявших гордость старого "Гонга", повел свое дело. Прежнее название использовала как группа Пьера Мерлена, так и новый ансамбль Дэвида Оллена. В 1980 году по взаимному согласию группа была распущена , и ее название было изъято из употребления. Тем не менее для своих концертных выступлений это название употребляла команда анархокосмического джаз-рока Here & Now. После периода неактивности в 1986 году Gong резко обновили свой состав и выпустили альбом (M6). Но в основном их деятельность ограничивалась эпизодическими выступлениями на бесплатных фестивалях и тусовках. Творчество Gong оказало огромное влияние на всех современных исполнителей, работающих на стыке джаз- и авангардного арт-рока. GONG являлись идеальным воплощением хип-коммуны. В их огромном доме всегда тусовалисб многочисленные друзья и фэны. Сами музыканты превратили свою жизнь в Психоделический Праздник Творческого Самовыражен
ия, устраивали всякие прикольные ритуальные действа и вообще были нормальными такими фриками, не страдающими рокстарством. Они стремились вызывать своим творчесвом трансцендентальные переживания космического единства, и, судя по восторгам европейских хипов, это им вполне удавалось. Причем GONG напрочь был лишен пафосной серьезности. Все гонговские квазимифологические заморочки преподносились с веселым юмором и намеренной легкой придурковатостью. Великий исследователь "карнавальной" культуры М.М. Бахтин определенно бы проторчал от этих удолбанных психов.