В 1920 году окончил школу экономики Лондонского университета и преподавал там же до 1942 года. В годы обучения выступал за университетскую команду по боксу в лёгком весе. Был активным членом лейбористской партии, участвовал в работе Лондонского муниципалитета.
Герман Файнер родился в Бессарабской губернии в бедной еврейской семье, которая покинула Бессарабию когда он был ещё ребёнком и обосновалась в Лондоне. Здесь отец Файнера держал лавку зеленщика на небольшом рынке на улице Чепэл-Стрит в лондонском районе Ислингтон (англ.). Родители Файнера погибли во
время налёта немецкой авиации на Лондон в январе 1945 года.
В 1920 году окончил школу экономики Лондонского университета и преподавал там же до 1942 года. В годы обучения выступал за университетскую команду по боксу в лёгком весе. Был активным членом лейбористской партии, участвовал в работе Лон
донского муниципалитета. Одним из первых ввёл в университетах Великобритании преподавание сравнительной политологии и управления обществом в качестве академических предметов.
В 1946-1965 годах — профессор обществоведения (social sciences) Чикагского университета. В послевоенные годы получил широк
ую известность как радиоведущий транслируемого из Чикагского университета круглого стола по политическим проблемам (University of Chicago Round Table). Подготовил и вёл серию телепередач «Правительство и человеческая природа» (Government and Human Nature). Отдельные из этих радио- и телепередач были
выпущены в книжной форме.
Автор множества монографий по различным вопросам политологии, теории государственного управления, обществоведения, правительственного устройства различных стран, структуры итальянского фашизма, а также неоднократно переиздававшегося учебника политологии для университето
в «Теория и практика современного правительства» (с 1932 года), книг «Италия Муссолини» (1923), «Президентство: кризис и возрождение» (1960) и других. В работе «Дорогой к реакции» (Road to Reaction, 1945) доказывал, что государственное планирование и социальная защита не противоречат принципам демок
ратии. В книге «Предназначение Америки» (America’s Destiny, 1947) рассматривал теоретическую возможность «всемирного правительства», предположив, что объединение по крайней мере западноевропейских стран с созданием единого правительства по общим вопросам безопасности и экономики вполне возможно уже
в ближайшем будущем.
Младший брат Германа Файнера — видный британский политолог и историк Сэмюэл Файнер, автор монументальной «Истории правительства с древнейших времён» (The History of Government from the Earliest Times) в 3-х томах (1997).
В конце 1930-х — нача
ле 1940-х годов Герман Файнер был участником известной научной дискуссии с профессором Гарвардского университета политологом Карлом Джоэкимом Фридрихом (Carl Joachim Friedrich, 1901—1984) по проблеме ответственности и отчётности представителей власти и государственных служащих (The Friedrich—Finer D
ebate). Начало этой дискуссии восходит к 1935 году, когда К.Дж. Фридрих непреднамеренно начал спор с Г. Файнером касательно взаимоотношений между министрами и государственными служащими (так как дискуссия носила трансатлантический характер, она оказалась терминологически довольно запутанной). Центра
льным вопросом дискуссии стало соотношение ответственности и подотчётности в вопросах управления.
Фридрих утверждал, что для поддержания ответственности государственных должностных лиц традиционные контрольные и надзорные процедуры малоэффективны и не являются необходимыми так как большинство гос
ударственных служащих являются профессионалами, которые хорошо понимают необходимость тех или иных действий в интересах государства; в свою очередь Файнер настаивал на том, что общественный котроль и корректировка деятельности представителей власти является неотъемлемой частью демократической систем
ы. Соответственно, Файнер настаивал на детальном исполнительном контроле над действиями представителей власти, тогда как Фридрих делал упор на профессионализм управленцев.
Фридрих полагал, что сложность современного процесса управления требует, чтобы в целях стимулирования инициативы управленцы н
если полную ответственность как за свои действия, так и за отсутствие оных, даже с риском совершения серьёзных ошибок. При этом, они должны быть обязаны следовать своей технической компетенции даже если она входит в конфликт с указаниями вышестоящих инстанций. Нюансы государственного управления стол
ь многочисленны и сложны, что они попросту не могут быть подвластны полному общественному контролю.
Файнер в свою очередь считал, что предложенная Фридрихом стратегия в конечном счёте приведёт к противостоянию официальных лиц и политических партий, к конфликту между электоратом и исполнительными
органами. Техническая компетентность не является обоснованием управления. Поскольку технические знания в области управления приложимы лишь в случае их общественной необходимости, любое иное их использование нежели по прямому или подразумеваемому требованию сообщества следует признать безответственны
м. Файнер, таким образом, рассматривал самую возможность присутствия неподвластного общественному контролю процесса управления несовместимой с базовыми принципами демократического общества.
Современые историки государственного управления возводят так называемые «Три Закона Бюрократии» (Three Laws