Популярные личности

Георгий Залесский

Профессор по кафедре педагогической психологии и педагогики.
На фото Георгий Залесский
Категория:
Дата рождения:
1925-04-11
Место рождения:
Москва, Россия
Дата смерти:
2006-02-26
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Кандидат психологических наук (1966); доктор психологических наук (1991); звание профессор (с 1994) по кафедре педагогической психологии и педагогики.


Родился 11.04.1925 г. в г. Москве, психолог. Окончил заочное отделение исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1952) по специальности - история; аспирантуру по психологии в НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР (1965). Преподавал в МГУ с 1973 г.: доцент (1978-1985); ст.н.сотр. (1985-1993); ведущий научный сотрудник (с 1993). Кандидат психологических наук (1966); доктор психологических наук (1991); звание профессор (с 1994) по кафедре педагогической психологии и педагогики. Скончался 26 февраля 2006.

З. после окончания 1-го Военно-Пехотного Краснознаменного училища им. Верховного Совета РСФСР участвовал в боевых операциях в качестве командира стрелкового взвода, роты 973 Краснознаменного полка 270 стрелковой дивизии на 1-м Прибалтийском фронте (1942 - 1944). После лечения в госпиталях сдал экстерном экзамен за среднюю школу и в 1947 г. поступил в МГУ. З. награжден Орденом Боевого Красного Знамени, медалями.

Области научных исследований: педагогическая психология, психология воспитания. Тема кандидатской диссертации: "Формирование приемов умственной деятельности (в процессе решения задач на оценку общественных явлений)"; тема докторской диссертации: “Психологические основы формирования убеждений" (1991). На первом этапе научной деятельности особое внимание уделял проблемам формирования внутреннего мира личности учащихся, а именно: исследовал место и функции мировоззрения и убеждений в структуре личности, условия их формирования; с 1993 г. - изучает особенности становления и взаимодействия стержневых для юношеского возраста образований мировоззрения и Я-концепции. Результаты исследования: в цикле работ первого направления сформирован новый нетрадиционный ценностно-дея-тельностный подход к исследованию проблем становления и функционирования собственного мировоззрения учащихся. С его помощью получены данные о функциях и месте мировоззрения и убеждений в структуре личности, о характере их взаимодействия с другими ее компонентами (мотивами, установками, самооценками, притязаниями). Сформулированы основы психодиагностики и коррекции уровней сформированности мировоззрения, убеждений и ценностных ориентаций учащихся; прослежена возрастная динамика их развития. В цикле работ второго направления получены данные о статистически значимых изменениях (под влиянием формирующегося мировоззрения) в ряде важнейших характеристик самосознания личности (са-моотношения, самооценки, интернальности); удалось показать наличие тесной связи между характером способа личной ориентировки учащихся (ситуативным, конформным, мировоззренческим) и особенностями построения Я-концепции.

З. преподавал курсы "Педагогики", "Педагогической психологии" на историческом и философском факультетах МГУ; специальный курс для студентов факультета психологии "Психология мировоззрения и убеждений личности"; курс "Оценка и коррекция мотивации учения". З. выступал с докладами на Межд. конференциях (1970 г.- Тбилиси; 1972 г. - Берлин; 1980 - Лейпциг; 1987 - Благоевград; 1988 - София).

Общее количество публикаций - 74, из них основные: О формировании у школьников научного отношения к общественным явлениям // Вопр. психологии, 1966, № 3; Алгоритмический анализ мышления спортсменов в игре // Вопр. алгоритмизации и программирования обучения. М., 1973; Психологические вопросы формирования убеждений личности. М., 1982; Условия формирования единства познавательных и мотивационных компонентов в обучении // Актуальные проблемы современной психологии. Материалы Межд. конф. М., 1983; Психология мировоззрения и убеждений учащихся. М., 1994.



Поделиться: