В 1904—1905 годах участвовал в военно-морских операциях против японцев, сперва на миноносце, затем на крейсере «Богатырь». В 1910—1911 участвовал в гидрографической экспедиции на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» — целью экспедиции был проход по Северному морскому пути с востока.
Сын офицера (впоследствии вице-адмирала) Льва Брусилова и племянник генерала Алексея Брусилова. В 1904—1905 годах участвовал в военно-морских операциях против японцев, сперва на миноносце, затем на крейсере «Богатырь». В 1910—1911 участвовал в гидрографической экспедиции на ледоколах «Таймыр» и «Вай
гач» — целью экспедиции был проход по Северному морскому пути с востока.
В 1912 году Брусилов организовал собственную экспедицию, официальная цель которой была — пройти во второй раз из Атлантики в Тихий, по уже проторенной Норденшельдтом дороге, навстречу двигающимся во
второй раз из Владивостока «Таймыру» и «Вайгачу». Существует также версия, что целью Брусилова был не проход к Берингову морю, а разведка мест обитания пушного зверя для промышленников.
Шхуна «Св. Анна» покинула Петербург в августе 1912. В октябре оказывается затёртой льдами у западного побережья
Ямала. Начинается ледовый дрейф, вместо намеченного пути на восток судно продвигается на северо-запад, к Земле Франца-Иосифа. В апреле 1914 года шхуну покидает штурман Валериан Альбанов, с ним — ещё тринадцать человек команды. До Большой Земли доходят лишь двое — сам Альбанов и матрос Конрад.
рнувшись, Валериан Альбанов написал книгу воспоминаний (изданную в 1917 году в России и в 2000 году в Америке), в которой говорится о болезни Брусилова, его испорченном характере, неподготовленности экспедиции к плаванию в арктическом бассейне, отсутствии карт и книг по навигации. Есть сомнения в аб
солютной точности повествования Альбанова, поскольку он почти год ссорился с Брусиловым, прежде чем покинуть шхуну и они по сути за время путешествия стали заклятыми врагами.
Судьба оставшихся на «Св. Анне» Брусилова и ещё девяти человек — в том числе женщины, судового врача, двадцатидвухлетней Е