Струве (Генрих Егорович, родился в 1840 г.) - современный философ. В 1862 г. Струве защитил в Иене диссертацию на степень доктора философии "Zur Entstehung d. Seeke". В 1863 г. Струве был назначен адъюнкт профессором по кафедре философии в бывшей главной школе в Варшаве и занимает до сих пор эту кафедру в Варшавском университете.
Струве (Генрих Егорович, родился в 1840 г.) - современный философ. В 1862 г. Струве защитил в Иене диссертацию на степень доктора философии "Zur Entstehung d. Seeke". В 1863 г. Струве был назначен адъюнкт профессором по кафедре философии в бывшей главной школе в Варшаве и занимает до сих пор эту каф
едру в Варшавском университете. Читал лекции по энциклопедии философских наук, логике, психологии, этике, эстетике и истории философии. В Московском университете Струве получил степень доктора философии, по защите диссертации "Самостоятельное начало душевных явлений" (Москва, 1870). Книга Струве выз
вала оживленную полемику в литературе. Против нее выступили Н. Аксаков с брошюрой "Подспудный материализм, по поводу диссертации г. Струве" (Москва, 1870) и С. Усов в работе "По поводу диссертации г. Струве" (Москва, 1870). В защиту Струве выступил Юркевич ("Игра подспудных сил", "Русский Вестник",
1870, № 3). В полемике принял участие и Н. Страхов , который написал критический отзыв о книге Струве "Введение в философию" (в "Журнале Министерства Народного Просвещения"). Другие сочинения Струве на русском языке: "Отличительные черты философии и их значение в сравнении с другими науками" (Варшав
а, 1872); "Элементарная логика, руководство для преподавания и самообучения" (ib., 1894; 10 изд., Санкт-Петербург, 1900); "Введение в философию. Разбор основных начал философии вообще" ("Энциклопедия философских наук", ч. I, Варшава, 1890); "Способности и развитие философствующего ума" (Москва, 1897
) "Современная анархия духа и ее философ Фр. Ницше" (Харьков, 1900). На польском языке: "Wywod pojecia filozofii" (Варшава, 1863); "О psychologicznej zasadrie teoryi poznania" (Варшава, 1864); "О temperamentach" (ib., 1864); "O istnieniu duszy i jej udziale w chorobach umyslowych" (ib., 1867); "O pi
eknie i jego objawach" (Варшава, 1865); "Wyklad systematyczny logiki. T. I. Czesc wstepna" (ib., 1871); "Synteza dwoch swiatow" (Варшава, 1876, изложение проводимой Струве философской системы); "Cechy charakterystyczne filozofii i jej znaczenie w porownaniu z innymi naukami" (Варшава, 1875); "O nies
miertelnosci duszy" (ib., 1884); "Estetyka barw" (ib., 1886) и многое др. С 1885 г. под редакцией Струве выходят переводы классических философских сочинений на польский язык. На немецком языке Струве написал: "Hamlet. Eine Charakterstudie" (Веймар, 1876); "Zur Psychologie der Sittichkeit" (Берлин, 1
882); "Die polonische Litteratur zur Geschichte der Philosophie" (Берлин, 1892) и многое др. В своих философских сочинениях Струве пытается построить цельную философскую систему идеального реализма, примыкая, главным образом, к учениям Фихте-младшего и Ульрици, отчасти Лотце, Фехнера и др. Дух и мат
ерию он считает не двумя реально различными субстанциями, а двумя разделенными абстракцией понятиями о двух сторонах реально неразделенного целого; с этой точки зрения Струве называет Бога душой мира, мир - телом Бога. Как нет противоречия между понятиями духа и материи Бога и мира, так нет его и ме
жду понятиями духа и материи Бога и мира, так нет его и между понятиями свободы и необходимости: необходимость есть выражение непременности и порядка, которые в свою очередь являются результатами свободной воли Верховного Существа. В мире нет противоречий, все составляет вечную, ненарушаемую гармони
ю; один только человек находится в разладе с окружающим его миром, но это - явление преходящее, результат умственной и нравственной незрелости человечества, небольшой отрывок его неизмеримого исторического движения. Вообще, идеальный реализм, называемый Струве также "синтетической философией", стрем
ится примирить противоречия между духом и материей, свободой и необходимостью, искусством и наукой, церковью и государством и т. д. Метод Струве - психологический анализ. По определению Струве, философия изучает общее в частном, а специальные науки, основой которых является математика - частное в об
щем; предметом последних служит познание явлений, предметом философии - объяснение явлений. Значение Струве заключается в том, что он один из первых восстал против материалистических тенденций в философии 60-х годов. См. сочинения о Струве на польском языке В. Лютославского (Варшава, 1896) и К. Каше