Только через десять лет после второго плавания "Сент-Рока" вопрос о пригодности Северо-западного прохода для торгового судоходства был ! разрешен положительно. В конце июля 1954 года канадский дизель-элек-I троходный ледокол "Лабрадор" вышел из Галифакса и, точно следуя путем "Сент-Рока" 1944 года, подошел в конце сентября 1954 года к тихоокеанскому побережью Канады.
Канадский полицейский офицер Генри Ларсен на моторной шхуне "Сент-Рок" Длиной 30 метров (80 тонн) с командой в семь человек вышел в июне 1940 года из порта Ванкувер (Британская Колумбия) и, следуя обычнь!"4 путем американских промысловых судов, прошел через Берингов про/1*18 и м°Ре Бофорта в залив А
мундсена. На первую зимовку "Сент-Рок" осТановился У юго-западного берега Виктории, в заливе Уолкер. В коротки** навигационный период следующего, 1941 года Ларсен, убедившись в ^возможности обогнуть с севера остров Виктория, направился на восток, ВД°ЛЬ берегов материка, достиг полуострова Бутия и по
днялся на север вдоль его западного берега до залива Пасли, то есть повторил путь Аи<Унлсена в обратном направлении. У залива Пасли "Сент-Рок" был поставЛен на вторую зимовку.
Освободившись из льдов летом 1942 года, "Сент-Рок" двинулся к проливУ Ланкастер; но на этом участке Ларсен шел не путем Аму
ндсена, а через г1Роливы Белло и Принс-Риджент. В октябре 1942 года "Сент-Рок" вошел 0 порт Галифакс (Новая Шотландия).
ддЯ середины XX века такое плавание не было большим достижением сам Ларсен рассматривал его как тренировку и предварительную разведку СевеРного морского пути вокруг Америки, котор
ый во время Второй миРовои войны приобретал особое значение.
22 июля 1944 года Ларсен отправился на "Сент-Роке" из Галифакса в путь. На этот раз он избрал другой маршрут: старый путь великой экспедиции Парри - через широтные проливы Ланкастер, Барроу и Мелвилл.
Напомним, что советский ледокольный
пароход "Сибиряков" совершил сквозное плавание Северным морским путем с запада на восток (Архангельск-Иокогама ) в одну навигацию еще в 1932 году, правда, потеряв винт во льдах Чукотского моря, так что от Берингова пролива до Иокогамы его вел на буксире траулер. Зато в 1934 году советский ледорез "Л
итке" прошел без аварий Северным морским путем с востока на запад (Владивосток-Мурманск) в одну навигацию. Таким образом, подлинное "завоевание Северо-восточного прохода" было завершено Советским Союзом по крайней мере на двадцать лет раньше, чем завоевание Северо-западного прохода Канадой.
Несущес
твенное отличие маршрута Ларсена от маршрута Парри состояло лишь в том, что ледовая обстановка за проливом Барроу вынудила Ларсена обогнуть остров Байам-Мартин с севера, в то время как Парри вел свои суда вдоль южного берега этого небольшого острова. Зато весьма существенным было то обстоятельство,
что по сравнению с Парри Ларсен выиграл три недели, которые он прекрасно использовал.
Несколько дней "Сент-Рок" стоял у южного берега острова Мел-вилл для выяснения ледовой обстановки, а затем перешел к полуострову Принс-Альберт, северо-западному выступу Виктории. Оказалось, что отделяющий Викторию
от Банкса пролив Принца Уэльского, якобы всегда забитый тяжелыми льдами, был в начале сентября 1944 года почти свободен от льда. Ларсен без помех провел "Сент-Рок" через этот "непроходимый" пролив, последний на его пути до Берингова пролива, и 16 октября прибыл в Ванкувер - через восемьдесят шесть
дней после выхода из Галифакса. Впервые в истории Северо-западный проход был пройден в одну навигацию.
Сам Ларсен в отчете проявил большую скромность в оценке своего замечательного достижения: "Были у нас и удачи, и прорывы. Никто не может предсказать ледовую обстановку и навигационные условия в Ар
ктике. То, что мы выполнили в этом году, возможно, повторят и в будущем году, но, может быть, этого придется ждать много лет. Во многом также успех зависит от типа экспедиционного судна. Наше плавание показало, что Северо-западный проход можно пройти в один год, но не доказало, что это можно делать
каждый год".
Второе плавание "Сент-Рока" является несомненно навигационным подвигом его малочисленной команды. И все-таки тогда еще нельзя было говорить о завоевании Северо-западного прохода. Вопрос о том, пригоден ли Северо-западный проход для плавания современных крупнотоннажных грузовых судов, н
е был разрешен Ларсеном, ни тем более Амундсеном, так как оба использовали очень небольшие суда.
Только через десять лет после второго плавания "Сент-Рока" вопрос о пригодности Северо-западного прохода для торгового судоходства был ! разрешен положительно. В конце июля 1954 года канадский дизель-эл