Генри Берден (Henry Burden) – американский инженер и бизнесмен, построивший в Трое, штат Нью-Йорк (Troy, New York), металлургический промышленный комплекс 'Burden Iron Works', оснащенный самым мощным водяным колесом в мире.
Он родился 22 апреля 1791 года в Шотландии (Scotland), где и получил инженерное и чертежное образование. В 1819 году Берден эмигрировал в США (USA), с рекомендательными письмами к сенаторам Бентону (Benton) и Калхуну (Calhoun) и достопочтенному Стивену Ван Ренсселеру (Stephen Van Rensselaer), губернатору Нью-Йорка. В Олбани, Нью-Йорк (Albany, New York), Берден взялся за производство сельскохозяйственных орудий, и в 1820 году изобрел первый культиватор для обработки почвы, который когда-либо использовался в Америке (America). Кроме того, он разработал улучшенный плуг.
В 1822-м он приехал в Трой как управляющий и владелец гвоздильной фабрики, переименованной в 'Burden Iron Works'. Его сразу же неприятно поразило устройство машины для изготовления костылей для железнодорожных нужд, в которой все еще использовался ручной труд. В результате 26 мая 1825 года Берден разработал и запатентовал новую, чрезвычайно полезную машину для изготовления железнодорожных костылей для плоских рельсов, которые затем использовались практически на всех железных дорогах страны.
Зимой того же года Берден побывал в Англии (England) и узнал, что плоские рельсы, вероятно, будут заменены на новые рельсы с профилем 'T' и 'H', для которых понадобятся совсем другие костыли. Вернувшись домой, он переоборудовал свои машины для производства новых костылей и уже в 1836-м поставил Лонг-Айлендской железнодорожной компании (Long Island Rail Road Company) 10 тонн своих изделий. В 1840-м он получил новый патент на машину для их изготовления.
От железнодорожных костылей Генри Берден двинулся прямиком к пароходам. Ему очень хотелось сконструировать судно с меньшей осадкой и большей скоростью, чем пароходы того времени, и в 1833 году он построил пароход 'Helen', названный в честь жены и развивавший скорость до 18 миль в час. Следующее судно Бердена появилось в 1837-м и бы
ло исправленным вариантом первого, и на каждое улучшение Берден получал патенты.
Генри Берден считается одним из первых сторонников идеи строительства океанских лайнеров. В 1846 году он разработал план огромной трансатлантической компании, и хотя этой компании не суждено было появиться на свет, многие его пророческие идеи были впоследствии использованы его последователями.
Однако самым знаменитым проектом Генри Бердена остается 'Burden Iron Works'. Маленькая деревянная фабрика, которой он когда-то заведовал, давно исчезла, и на ее месте возник крупный промышленный комплекс. В 1848-м Берден решил, что основным направлением деятельности его компании станет металлургия.
Он полностью контролировал работу предприятия, а после его смерти (19 января 1871 года) управление заводом, уже под названием 'Henry Burden & Sons', перешло к его сыновьям. Завод насчитывал несколько десятков зданий, 60 пудлинговых печей, 20 нагревательных печей, 14 прокатных линий, 9 машин по производству подков, 25 двигателей, 70 котлов, бессчетное множество машин для штамповки изделий и так далее, размещавшихся на огромном участке земли. От здания к зданию были проложены рельсы, по которым ежедневно шли грузовые составы с железной рудой, песком, каолином и т.п. – у компании был собственный локомотив. К заводу примыкали доки компании, в которые могли заходить даже крупные суда. В 1851 году было построено знаменитое гигантское водяное колесо (18 м в диаметре и 6,5 м в ширину, 12 лошадиных сил), позволившее нарастить и без того немалые мощности завода. На заводе трудились 1400 человек, получавшие полмиллиона долларов заработной платы в год. Результатом их труда были 600 000 бочонков с подковами, 42 000 тонн чугуна ежегодно. За год в печах завода сгорало 90 000 тонн угля.
В настоящее время 'Burden Iron Works' имеет статус исторического места, там был открыт музей.