Музыкальным развитием обязан, главным образом, самому себе. Его выдвинуло образцовое исполнение Шереметевского хора, регентом и учителем которого он состоял.
Музыкальным развитием обязан, главным образом, самому себе. Его выдвинуло образцовое исполнение Шереметевского хора, регентом и учителем которого он состоял. Для занятий с певчими он составил собственные вокализы и сольфеджио и издал несколько руководств, в том числе "Краткую методу пения для первон
ачального общего учения по цифрам и нотам" (СПб., 1862). Популярны в свое время были его романсы (свыше 60). Состоя учителем придворных певчих, он сделал имеющее известные достоинства четырехголосное переложение всего годичного круга церковного пения. В 1862 г. Ломакин вместе с М.А. Балакиревым осно
вал бесплатную музыкальную школу, хором которой дирижировал до 1870 г. Из собственных церковных сочинений Ломакина одни написаны в смешанном, условном церковном стиле с влиянием Бортнянского , Турчанинова , другие - в строгом стиле более или менее выдержанном. Главные из них: "Литургия святого Иоанн
а Златоуста", "Всенощное бдение" (интересный и во многом удавшийся опыт переложения обиходных напевов), 10 херувимских, 14 причастных стихов, 3 "Тебе поем", 2 "Великих Славословия", хор "Stabat Mater" с оркестром (в аранжировке М.А. Балакирева). - См. "Автобиографические записки" Ломакина, с примеча