Популярные личности

Гарольд Гатти

Австралийский навигатор и пионер авиации
На фото Гарольд Гатти
Категория:
Дата рождения:
1903-01-05
Место рождения:
Кэмпбелл-Таун, Тасмания, Австралия
Дата смерти:
1957-08-30
Гражданство:
Австралия
Читать новости про человека
Биография

Принц навигаторов

Американский летчик Чарльз Линдберг (Charles Lindbergh) назвал Гатти 'Принцем навигаторов'. В 1931-м Гатти вместе с пилотом Уайли Постом (Wiley Post) на самолете 'Винни Мэй' установили мировой рекорд кругосветного перелета, покрыв расстояние в 24 903 км за 8 дней 15 часов и 51 минуту.


Гарольд Гатти появился на свет 5 января 1903-го в Кэмпбелле, Тасмания (Campbell Town, Tasmania), и начал карьеру штурмана в 1917-м. В возрасте 14 лет он стал мичманом в Королевском австралийском военно-морском училище. После Первой мировой войны Гарольд попал на пароход австралийского торгового флота. Во время ночных дозоров он старательно изучал навигацию по звездам.

Гатти превратился в настоящего эксперта в небесной навигации и побывал на многих суднах, курсирующих между Австралией (Australia) и Калифорнией в США (California, USA). Попрощавшись с транспортным флотом, Гатти какое-то время работал в Сиднейской гавани; в 1927-м он перебрался в Калифорнию.

Предприимчивый австралиец, Гарольд открыл штурманскую школу, преподающую морскую навигацию для яхтсменов. В 1928-м его всерьез заинтересовала аэронавигация. Через год он совершил полет на 'птичке' компании 'Lockheed Vega'. Гатти вылетел из Лос-Анджелеса (Los Angeles) в Нью-Йорк (New York City), тем самым продемонстрировав возможности компании 'Nevada Airlines' для пассажиров. В течение перелета, занявшего 19 часов и 53 минуты, было сделано четыре остановки. Гатти поставил рекорд по скорости трансконтинентальных перелетов на коммерческом авиалайнере.

В 1930-м Гарольд проложил авиамаршрут и подготовил карты для Энн Морроу Линдберг (Anne Morrow Lindbergh), которую сам же и обучал. Энн и ее супруг Чарльз Линдберг совершили рекордный перелет через всю страну за 14 часов и 45 минут.

В следующем году Уайли Пост (Wiley Post) предложил Гатти составить компанию во время кругосветного перелета вокруг Земли. Пост намеревался побить рекорд в 21 день, ранее поставленный на дирижабле 'Граф Цеппелин'. Гатти принял предложение, рассчитывая показать эффективность своих методов навигации.

Приключение началось 23 июня 1931-го, с взлета на аэродроме Рузвельт-Филд в Нью-Йорке. Полет длиною почти 25000 км пролегал через Европу (Europe), Россию (Russia) и Сибирь (Siberia) – из-за отсутствия подходящих аэропортов ближе к экватору. Пост и Гатти пересекли Атлантику в рекордное время – 16 часов и 17 минут.

Далее полет проходил по маршруту Берлин – Москва – Хабаровск, а затем через Берингово море (Bering Sea). Для посадки был выбран пляж возле Соломона, Аляска (Solomon, Alaska). Дальнейший путь пролег через Эдмонтон, Альберта (Edmonton, Alberta). В конце концов, самолет вернулся на Рузвельт-Филд, суммарно потравив на кругосветный перелет 8 дней 15 часов и 51 минуту.

Аэронавигация времен Гарольда использовала 'навигационное счисление пути'. При счислении и навигации по компасу движение над землей определялось при помощи навигационного треугольника скоростей. Ввиду этого всплыла необходимость корректировать

маршрут с учетом скорости ветра, равно как и скорости сноса.

В 1931-м журнал 'Popular Mechanics' опубликовал статью, в которой описывался метод Гатти для вычисления отклонения движущегося авиасудна от курса под влиянием ветра. Статья похвалила искусственный горизонт (прибор) и указатель крена, использованные Постом и Гатти. Эти технологии были разработаны Лоуренсом Сперри (Lawrence Sperry) и изготовлены компанией 'Sperry Gyroscope Company'.

Через год после кругосветного перелета Поста, Конгресс США принял законопроект, позволяющий гражданским получать Крест летных заслуг. Посту и Гатти награды лично вручил 31-й президент США, Герберт Гувер (Herbert Hoover). Гарольду предложили американское гражданство и недавно созданную должность старшего инженера аэронавигации в Авиационном корпусе армии США.

Когда Гатти заявил о своем желании остаться австралийским подданным, Конгресс США принял законопроект, позволяющий занимать вышеупомянутую должность иностранным гражданам. В 1934-м Гарольд и Дональд Дуглас (Donald Douglas), влиятельный американский промышленник, основали компанию 'South Seas Commercial Company', которая должна была заняться авиаперевозками на острова южной части Тихого океана. Тем не менее, компания вскоре была продана 'Pan American World Airways'.

Во время Второй мировой войны Гатти получил звание капитана Королевских австралийских ВВС и работал в Американских ВВС в южной части Тихого океана. Позднее он был назначен главой воздушного транспорта союзных войск, базирующихся в Австралии. Союзными войсками командовал генерал Дуглас Макартур (Douglas MacArthur).

В 1943-м Гатти переехал в Вашингтон, округ Колумбия (Washington, D.C.), где трудился над дополнениями для комплекта выживания для пилотов ВВС, летающих над Тихим океаном.

Гатти выпустил книгу 'The Raft Book: Lore of the Sea and Sky', в которой рассказал о том, что необходимо знать потерпевшему крушение пилоту. Книга снабжена фотографиями, чертежами, графиками и диаграммами. Гатти продемонстрировал полезность полинезийского искусства ориентирования по звездам.

Полинезийцы рассматривали звезды, как перемещающиеся полосы света, и знали все интересовавшие их звезды, проходившие над островами, в каждом из определенных диапазонов. Помимо прочего, Гатти отмечает, что для потерпевшего крушение особенно полезным окажутся глубокие знания о птицах и их миграции.

После Второй мировой войны Гарольд обосновался на Фиджи (Fiji) со своей второй супругой. Здесь он основал компанию 'Fiji Airways'. Гатти перенес инсульт и умер 30 августа 1957-го и был похоронен на Фиджи.

Его книга 'Nature is your Guide', в которой Гатти выступает в защиту 'природный навигации', вышла в 1958-м.






Поделиться: