Сакс был плодовитым поэтом: в стихотворном каталоге, который он составил на пришествие 1567 года, значилось 4275 мейстерзангов, написанных на 275 мелодий, 1700 повествовательных стихотворных произведений (историй, басен, фарсов) и 208 драматических поэм, включая трагедии, комедии и масленичные сценки, – всего более 6000 произведений.
Родился 5 ноября 1494 в Нюрнберге. До 15 лет учился в латинской школе, затем два года провел в ученичестве в сапожной мастерской. Странствуя, совершенствовался в ремесле обувщика, в 22 года обосновался в родном городе и завел собственную сапожную мастерскую.
Сакс был плодовитым поэтом: в стихотворном каталоге, который он составил на пришествие 1567 года, значилось 4275 мейстерзангов, написанных на 275 мелодий, 1700 повествовательных стихотворных произведений (историй, басен, фарсов) и 208 драматических поэм, включая трагедии, комедии и масленичные сценки, – всего более 6000 произведений. Материал для них он черпал из всякого доступного ему источника – из Библии, античной истории и классической мифологии, средневековых хроник, легенд и развлекательных книжонок для простонародья. Заимствованные темы он осмысливал и перелагал сообразно личному жизненному опыту, зачастую с улыбкой или мягкой, благожелательной насмешливостью, неназойливо помогая читателю извлечь из притчи нравственный урок. Сакс восславил Нюрнберг 16 в. в таких поэмах, как Похвальная речь граду Нюрнбергскому (Lobspruch auf die Stadi N rnberg), Шествие ряженых (Der Schembartlauf), с описанием карнавальных масленичных представлений. В своей самой прославленной поэме Соловей Виттенберга (Die Wittenbergish Nachtigall) он восторженно приветствовал Реформацию. Самыми забавными его сочинениями считаются 85 масленичных пьес, которые и ныне пользуются успехом. Умер Сакс 19 января 1576.
Присущие поэту простота и безыскусность незатейливых виршей сделали его творчество мишенью насмешек и пренебрежительного отношения со стороны поэтов барокко (17 в.) и Просвещения (18 в.), пока его дар бытописателя не был оценен Гёте. С той поры репутация Сакса только возрастала, достигнув вершины в том идеализированном портрете великодушного, умудренного и славного человека, каким представил его в своей опере Нюрнбергские мейстерзингеры (пост. 1868).