Много работал в графике, поставляя рисунки для книг; среди этих композиций огромные циклы гравюр на дереве, создававшихся в 1508–1519 по заказам императора Максимилиана I, в том числе иллюстрации к аллегорико-генеалогическому роману Вейскуниг, написанному придворными гуманистами по программе самого императора.
БУРГКМАЙР, ГАНС (Burgkmair, Hans) (1473–1531), немецкий художник, представитель Северного Возрождения.
Родился в Аугсбурге в 1473 в семье живописца Т.Бургкмайра. Учился у отца, а также у М.Шонгауэра в Кольмаре (1488–1489). Предпринял в 1503 путешествие вниз по Рейну, возможно, посетив Нидерланды.
Около 1507 побывал в Италии (в Ломбардии и Венеции). Жил в основном в Аугсбурге.
Много работал в графике, поставляя рисунки для книг; среди этих композиций огромные циклы гравюр на дереве, создававшихся в 1508–1519 по заказам императора Максимилиана I, в том числе иллюстрации к аллегорико-генеал
огическому роману Вейскуниг, написанному придворными гуманистами по программе самого императора. Активно заимствовал стилистику и орнаменты итальянского Ренессанса. Одним из первых в Германии (наряду с Л.Кранахом Старшим, но гораздо более последовательно и интенсивно) начал применять новую технику ц
ветной ксилографии (кьяроскуро), не раскрашивая гравюру, как это было принято, а совмещая отпечатки с нескольких досок.
В ранних живописных вещах Бургкмайра (изображения шести знаменитых христианских базилик для женского монастыря св. Екатерины, 1501–1504, Государственная галерея, Аугсбург) сосе
дствуют готические и ренессансные черты. Уже всецело к искусству Возрождения принадлежит – благодаря своей просветленной, идеально-классической гармонии – его Мадонна с младенцем (1509, Германский национальный музей, Нюрнберг). Бургкмайр закрепил этот образный строй в своем шедевре – алтаре с Иоанно
м на Патмосе (1518, Старая пинакотека, Мюнхен), в центральной части которого вдохновенный евангелист представлен в окружении празднично-пышной природы. Позднее яркие и звучные краски мастера обретают несколько мишурную пестроту (Эсфирь перед Артаксерксом, 1528; там же); слабеет его композиционное ма
стерство.
Бургкмайр писал и фрески, однако главная его настенная работа (росписи фасада аугсбургского дворца Я.Фуггера, ок. 1517) не сохранилась. Мастера иногда именуют также «Гансом Бургкмайром Старшим», дабы отличать его от сына, Ганса Бургкмайра Младшего (ок. 1500–1559), который сотрудничал с