В 1886 стал лектором-магистром в Сорбонне, где в соавторстве с Полем Жане написал учебник История философии.
СЕАЙ, ГАБРИЭЛЬ (Saille, Gabriel) (1852–1922), французский философ. Родился в Париже 27 июня 1852. Учился в лицее Святого Людовика, в 1872 поступил в Высший педагогический институт, в 1875 получил диплом агреже философии. Был профессором философии в Лавале и Бресте. Преподавал и в Париже, в лицеях Ка
рла Великого и Генриха IV. В 1883 защитил докторскую диссертацию на тему Опыт о гении в искусстве (Essai sur le gnie dans l'art); эта работа была удостоена премии Академии юридических и политических наук. В 1886 стал лектором-магистром в Сорбонне, где в соавторстве с Полем Жане написал учебник Истор
ия философии. Проблемы и школы (Histoire de la philosophie. Les problmes et les coles, 1887), а в 1898 сменил Жане на кафедре философии. Сотрудничал в журнале «Revue philosophique», издававшемся Т.Рибо, где, в частности, опубликовал статьи Эстетика Гартмана (L'esthtique de Hartmann, 1877), Наука и к
расота (La science et la beaut, 1879), Психологические методы и экспериментальная психология (Les mthodes psychologiques et la psychologie exprimentale, 1882). Сеай проявил себя и на общественно-политическом поприще. Так, во время дела Дрейфуса выступал в его защиту, стал одним из основателей Лиги п
рав человека, способствовал учреждению народных университетов.
Главная философская работа Сеайя, написанная под влиянием Ренувье и Равессона, выдержана в духе рационализма и романтизма. С его точки зрения, между субъектом и объектом познания нет резкого различия, иначе само познание было бы невозм
ожно. Дух есть обобщение и продолжение жизни природы, свидетельство расцвета жизни. Отсюда следует, что они подчинены одним законам, стремятся к одной цели – единству, преобразованию многообразия чувственных впечатлений в гармонию, в космос. В жизни господствуют гармония и порядок, мир организован,
и дело философии – объяснить его. В основе метафизики лежит живая и самопроизвольная деятельность духа, проникнутого стремлением к гармонии и совершенству, и интуиция совершенного мирового целого предшествует аналитическому познанию. Каждому человеку в определенной степени присущ т.н. гений жизни, к
оторый, повинуясь стремлению к гармонии, все организует в целях единства. Открывая законы, выдвигая гипотезы, определяя новые способы мышления, гений объединяет общие идеи в некую связную систему и в этом процессе постепенно восходит к порядку и основам жизни. Дух утверждает и раскрывает себя в един
стве и тождестве, организуя свои внутренние состояния через упорядочение мира идей; поэтому в конечном счете чистый или теоретический разум, по Сеайю, есть лишь форма практического разума. В познании исходной является необходимость жить. Достоверность же есть само состояние духа, обладающего истиной
и чуждого сомнений, испытывающего радость, удовлетворение; следовательно, достоверность по сути так же бессознательна, как стремление к жизни.
Но как примирить с представлениями о гармонии, лежащей в основе жизни, данные опыта, свидетельствующие, напротив, о дисгармонии и противостоянии различн
ых сил, о борьбе? С точки зрения Сеайя, в общем жизненном процессе, где ведущей линией является прогресс, зло имеет только условное, подчиненное значение, оно важно тем, что позволяет сильнее почувствовать добро. Страдание побуждает человека действовать, стремиться к совершенству. В этом Сеай видит
разрешение противоречия между пессимизмом и оптимизмом. Важную роль здесь играет и идея долга, повелевающая содействовать торжеству добра. Через идеи прогресса и долга творческий, организаторский гений познания подчиняет зло, дисгармонию высшей цели универсума.
Среди трудов Сеайя – Эрнест Ренан,
опыт психологической биографии (Ernest Renan, essai de biographie psychologique, 1894); Философия Шарля Ренувье (La philosophie de Charles Renouvier, 1905); Леонардо да Винчи, художник и ученый. Опыт психологической биографии (Lonard da Vinci, l'artiste et le savant, essai de biographie psychologiq