Имя колумбийского писателя Габриэля Маркеса слышали даже люди, далекие от литературы; во всяком случае, названия его повестей и цитаты из них нередко используют в разговорной речи даже те, кто предпочитает книги совсем иного направления: 'полковнику никто не пишет', 'осень патриарха', а особенно – 'сто лет одиночества'. Тираж произведений писателя, изданных на испанском языке, находится на втором месте после Библии. Блестящий журналист, автор романов и сценариев, лауреат Нобелевской премии, прошедший через шквалы критики и волны коммерческого успеха завил о себе, как об основоположнике 'магического реализма' в литературе. В его книгах присутствует соединение обыденности и чуда, правды и вымысла; они являются продолжением фольклорных традиций Латинской Америки и в то же время характеризуются отстраненностью и внутренним одиночеством автора.
Полное имя писателя является достаточно длинным: Gabriel José de la Concordia García Márquez, при этом в общении он чаще всего обходился коротким именем Габо (Gabo). Писатель появился на свет 6 марта 1927 года в городе Аракатака (колумбийский штат Магдалена). Его отец, Габриэль Элихио Гарсия, уже после рождения Габриэля получил диплом фармацевта и переехал вместе с женой в город Сукре, где открыл собственную аптеку. Будущий писатель остался на попечении дедушки и бабушки по материнской линии – полковника Николаса Рикардо Маркеса Мейа и Транкилины Игуаран Котес. Дедушка Габриэля, которого мальчик очень любил и называл 'папалело', был видным военным и политическим деятелем своего времени, к тому же прекрасным рассказчиком и философом; именно он рассказал внуку, что мертвое тело весит очень много, и поэтому убийство – это самый тяжелый груз.
Немалую роль в мировоззрении будущего писателя сыграли и напряженные отношения в семье: полковник Маркес в свое время всячески препятствовал браку своей дочери (эта история позднее была изложена в романе 'Любовь во время холеры'). Бабушка, в свою очередь, познакомила будущего писателя с народными преданиями; именно ей он обязан своим отношением к сверхъестественным событиям, как к чему-то вполне реальному и даже обыденному.
В 1936 году, после смерти деда, Габо переехал к родителям в Сукре. В 1940 году он стал учеником иезуитского колледжа в Сипакире, а в 1946 году начал изучать юриспруденцию в Университете Боготы. В то же время литература и журналистика привлекала Маркеса намного больше, чем изучение законов. После открытия в 1948 году газеты 'El Universal' он стал ее активным сотрудником, а в 1950 году прервал учебу, чтобы работать обозревателем га
еты 'El Heraldo', являясь также активным членом объединения писателей и журналистов 'Группа Барранкилья'. В качестве корреспондента Маркес объездил весь мир, а в 1957 году даже побывал на Московском фестивале молодежи и студентов.
В 1957 году Габриэль женился на Мерседес Барча Пардо, с которой познакомился еще в студенческие годы. В 1959 году у них родился сын Родриго Гарсия, ныне известный режиссер и киносценарист. К этому же времени относится и работа Габо над своим первым произведением, которое стало знаковым в его творческой карьере - историей проживающего в нищете отставного полковника, утратившего единственного сына. Невзгоды одна за другой обрушиваются на ветерана, однако он ожидает прихода письма о назначении положенной ему пенсии и тренирует боевого петуха, который должен выиграть соревнования и принести удачу своему владельцу; Стиль повеств
ования отличается от остальных произведений Маркеса, он вполне реалистичен и носит на себе следы влияния Хемингуэя. Повесть 'Полковнику никто не пишет' была опубликована в 1961 году и впоследствии многократно переиздавалась и переводилась на многие языки. В 1999 году мексиканским режиссером Артуро Рипштейном был снят одноименный фильм, в котором, впрочем, исчезли политические мотивы повести.
Успех первой книги способствовал публикации написанных ранее рассказов и повестей Маркеса, в частности таких, как 'Палая листва' и 'Недобрый час'. А сам писатель, отказавшись от постоянного заработка (хотя в 1964 году у него родился еще один сын, Гонзало Гарсиа Барча, ныне известный художник-график) и заложив практически все имущество, принялся за новое произведение, которое заняло центральное место в его творчестве, и, по мнению многих критиков, до сих пор являе
ся вершиной латиноамериканской литературы. Роман 'Сто лет одиночества' вышел из печати в 1967 году, и его первоначальный тираж был совсем небольшим – 8 тысяч экземпляров. Сложная композиция повести охватывает столетний период истории семьи Буэндиа, отражая историю развития как отдельной страны (Колумбии), так и всего человечества, при этом в жизни героев размыты грани между добром и злом, реальностью и фантазией, обыденностью и мистикой. Книга получила премию Ромуло Галлегоса. Писатель стал видной и влиятельной фигурой в колумбийском обществе, дружеские отношения с ним пытались завязать многие видные деятели, в том числе и Фидель Кастро, хотя США объявили Маркеса персоной нон-грата (позже Билл Клинтон назвал 'Сто лет одиночества' своей любимой книгой и отменил это решение). Последующим произведением стала 'Осень патриарха' (1975), которую сам писатель н
азывал 'поэмой об одиночестве власти'. Продолжение 'диктаторской' темы последовало в вышедшей в 1981 году 'Хронике объявленной смерти', поводом для написания которой послужил приход к власти Пиночета (хотя действие этого произведения разворачивается в другое время). В 1982 году Габриэлю Маркесу была присуждена Нобелевская премия в области литературы. Писатель продолжал издавать повести, биографические рассказы, писать киносценарии (шесть его произведений были экранизированы); последнее произведение, сборник речей Маркеса, вышло в свет в 2012 году.
В 1989 году писатель перенес операцию по поводу онкологической болезни легких. После непродолжительного улучшения последовал новый страшный диагноз – лимфома, новые операции и продолжительное лечение. В 2012 году было объявлено, что из-за возрастных изменений в психике Габриэль Маркес больше не может писать