Вместе с 90-летием "Ленфильма" свой юбилей будет отмечать и легендарный редактор студии Фрижетта Гукасян - она работает здесь уже полвека. В титрах фамилия редактора не занимает первые позиции, но имя Фрижетты Гургеновны вошло в историю "Ленфильма". В ее творческом списке десятки картин из золотого фонда советского кино: "Король Лир" Григория Козинцева, "Чужие письма" Ильи Авербаха, все ленты Динары Асановой, "Собачье сердце", "Идиот" и "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко... О прошлом и настоящем с Фрижеттой Гукасян побеседовала обозреватель "Известий".
вопрос: Что сейчас происходит на "Ленфильме"?
-ответ: Два месяца назад к нам пришел новый директор - Вячеслав Николаевич Тельнов. Его можно назвать ленфильмовцем, он наш воспитанник и пользуется поддержкой коллектива, что очень важно. Но сам процесс восстановления студии требует больших вложений. За последние полтора-два десятилетия все было разбазарено, техническое оснащение цехов устарело, много растащено, а кое-что и продано. Но самое страшное, что развалился коллектив. "Ленфильм" всегда был силен своей монолитностью. На студии главенствовали разумные идеи, заложенные мастерами 20-30-х годов, и эти традиции очень оберегались всеми последующими поколениями. Мастера берегли образ "Ленфильма". Главным для них было вырастить художника, режиссера, которым можно передать свое кредо, свое понимание искусства. Старшее поколение думало о будущем. Никогда не забуду, как Григорий Михайлович Козинцев, посмотрев "Степень риска" Ильи Авербаха, на худсовете сказал о своем ученике: "Появился новый мастер". Хейфиц и Козинцев делали ставку на молодых. Мне очень повезло, что после ВГИКа, в 1958 году, я попала именно к ним.
в: Вы им отлично помогли. С вашим участием на "Ленфильме" появились Валерий Приемыхов, Динара Асанова, Владимир Бортко...
-о: В то время это была нормальная работа для Первого творческого объединения. Еще в 1960 году мы позиционировали себя как объединение молодых. А работа редактора заключается, в частности, в том, чтобы первым увидеть талант и поддержать его. Случай с Динарой Асановой как раз и был таким. Но к концу 80-х не стало великих мастеров. Очень рано ушел Илья Авербах, к которому всегда тянулась молодежь, равнялась на него. Естественно, отсутствие воспроизводства, распавшаяся связь времен на развитии студии сказались трагически. Растить молодых стало некому.
в: В Рунете нашла запись молодого режиссера: "Сегодня приснилась мне Фрижетта Гургеновна Гукасян. Круто. К чему бы это? Может, недалек мой запуск?"
-о: Приятно слышать (смеется). Молодые приносят мне свои сценарии. Читаю, помогаю, чем могу. К сожалению, должна сказать, что общий художественный уровень сценариев невысокий. И проблематика, увы, довольно мелкая. Мне есть с чем сравнивать - со сценариями Наташи Рязанцевой, Валеры Приемыхова, Динары Асановой. Много тому причин, и одна, как мне кажется, в том, что и общий уровень литературы сегодня очень низкий. Сегодняшнему режиссеру, если только он не снимает классику, опереться не на что. Разве можно найти качественную опору, например, в дамской прозе? А с другой стороны, вкусом правят деньги. Например, у нашего режиссера Дмитрия Долинина есть замысел экранизировать замечательный роман Юрия Павловича Германа "Наши знакомые", написанный в конце 1920-х. Действие происходит в годы НЭПа. С этим романом приключилась та же история, что и с "Молодой гвардией" Александра Фадеева. Германа заставили переписать вторую часть. Старая редакция сохранилась в нескольких экземплярах. Сегодня можно восстановить этот роман, который по нынешним временам очень актуален и полемичен. Но с кем бы из продюсеров я ни говорила, мне отвечают, что это несовременно. На мой взгляд, очень даже современно, роман заставляет думать. Но продюсеры мне отвечают, что задача кино - приносить деньги, а не заботиться о мыслительном процессе у зрителя.
в: Сегодня, когда вы смотрите кино, вам не обидно, что продюсеры и режиссеры к профессии редактора относятся пренебрежительно?
-о: Разумеется, обидно. Тем более что ошибки, которые видны на экране, можно было бы исправить еще во время подготовки к съемкам или хотя бы в процессе монтажа. Но продюсеры учатся на собственном опыте, и потому в последние два-три года произошел некий поворот. Снова начинают понимать, что работа редактора заключается в том, чтобы качественный литературный сценарий стал качественным режиссерским сценарием, а потом, когда идет процесс монтажа, -качественным фильмом. Начинается медленное возвращение редакторов в съемочные группы. И мы своими скромными силами организовали на "Ленфильме" редакторские курсы.
в: Сейчас вы работаете с Владимиром Бортко. Скоро мы увидим "Запорожскую Сечь"?
-о: Режиссер вносит последние штрихи. У меня ощущение, что картина получилась полемической и очень мощной.