Популярные личности

Фридрих Шеллинг

Немецкий философ
На фото Фридрих Шеллинг
Категория:
Дата рождения:
1775-01-27
Место рождения:
Леонберг близ Штутгарта, Германия
Дата смерти:
1854-08-20
Место смерти:
Рагац, Германия
Гражданство:
Германия
Читать новости про человека
Биография

Биография

В 1792 получил степень магистра философии в Тюбингенском университете. Увлекался революционными идеями, характерными для того времени. После двух лет службы домашним учителем был приглашен по ходатайству Гёте в Йенский университет на должность экстраординарного профессора (1798).


Родился 27 января 1775 в Леонберге близ Штутгарта. В 1792 получил степень магистра философии в Тюбингенском университете. Увлекался революционными идеями, характерными для того времени. После двух лет службы домашним учителем был приглашен по ходатайству Гёте в Йенский университет на должность экстр

аординарного профессора (1798). В 1803 Шеллинг – профессор философии Вюрцбургского университета, в 1806 – штатный член Баварской академии наук в Мюнхене, где он обосновался на 35 лет (с перерывом на семь лет, когда был профессором в Эрлангенском университете). В 1807 Шеллинг стал генеральным секрета

рем Академии художеств, а в 1827 – президентом Академии наук. В конце жизни он вернулся к прежнему образу жизни, читал лекции в Берлине, впрочем не имевшие успеха у публики. Умер Шеллинг в Рагаце (Швейцария) 20 августа 1854.

По своим взглядам в рамках немецкого идеализма Шеллинг занимает промежуто

чную позицию между И.Г.Фихте и Г.В.Ф.Гегелем; видное положение он и его жена Каролина занимали в движении немецкого романтизма. Шеллинг был пантеистом, но в его системе на месте абсолютной субстанции Спинозы находится динамическое абсолютное Я. Это Я пребывает, подобно физическому миру или природе,

на стадии самозабытья, не зная, что объекты и вещи суть лишь произведения его собственного воображения. Постепенно Я просыпается в культуре и человеческой истории и приходит к самосознанию; но все же за этим абсолютным Я, которое «живет» или есть то, что оно есть, в расщеплении себя на субъект и объ

ект сознания, находится Абсолют, лишенный какой-либо определенности и сознания. Это просто ничто; ибо оно «не есть», поскольку «быть» означает быть «через» и «для» сознания. Это «ничто», поскольку в действительности у него еще нет никакого определенного содержания. Всякое определенное содержание как

отдельная возможность сведено в нем к абсолютной неразличимости. Но именно поэтому абсолютное ничто в то же время является абсолютной свободой, ибо не обусловлено ни неотменимым фактом собственного существования, ни какой-либо специфической принадлежащей ему природой. Оно еще не лишило себя бесконе

чных возможностей. Это, так сказать, Бог, который предшествует своему творению и своей манифестации в реальном мире. Реальный мир, однако, не мертв и не статичен; он еще не здесь, это реальность в акте становления. Такой акт реализации есть воля, произвольность, иначе говоря – иррациональное. Тем не

менее царство чистых возможностей (вечных мыслей Бога) может быть предметом дедуктивной спекуляции, ибо между идеями имеются отношения, необходимость которых можно понять вне их актуализации. Шеллинг называет ту часть философии, которая занимается содержанием реальности, негативной. Однако невозмож

но понять, предугадать и построить с помощью одного только разума акт реализации. Существование вещей (сам факт актуализации) можно воспринять в опыте только через осознание; этот факт иррационален. Занимающаяся этим часть философии называется позитивной. Поскольку акт становления есть акт творения,

или откровение (манифестация) Бога, его исследование является в основном предметом теософии.

Взгляды Шеллинга, характерный для них волюнтаризм, органицизм и склонность рассматривать все вопросы через призму эстетики, оказали значительное влияние на современников. Его видение физического мира как

останков жизни было повторено в философии Бергсона. Идея «позитивной философии» повлияла на Кьеркегора и через него на экзистенциализм.

Среди основных сочинений Шеллинга – Философские письма о догматизме и критицизме (Philosophische Briefe ber den Dogmatismus und Kriticismus , 1795) ; Система тран

сцендентального идеализма (System des transzendentalen Idealismus , 1800); Бруно, или О божественном и природном начале вещей (Bruno oder ber das g ttliche und nat rliche Princip der Dinge , 1802); Об отношении изобразительных искусств к природе ( ber das Verh ltnis der bildenden K nste zu d er Natu

r , 1807); Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах (Philosophische Untersuchungen ber das Wesen der menschlichen Freiheit und die damit zusammenh ngenden Gegenst nde , 1809) ; Введение в философию мифологии (Einleitung in die Philosophie der Mythologie ,



Поделиться: