Детективные романы Незнанского полностью базируются на советском жизненном опыте. "Советский" в данном контексте ни в коем случае не говорит о бывшей гражданской принадлежности автора.
Незнанский: Имя это теперь уже хорошо известно русскому читателю. Романы его вышли на Западе на 12-ти языках, значились в списках бестселлеров в США, Японии, Великобритании, Франции, ФРГ. Себя автор относит к так называемой "антитоталитарной ветви в русской литературе". Но именно в русской, хотя с 1977 г. живет и пишет за границей.
Детективные романы Незнанского полностью базируются на советском жизненном опыте. "Советский" в данном контексте ни в коем случае не говорит о бывшей гражданской принадлежности автора.
Просто романы Незнанского "почвенные", на нашей политической ситуации взращенные, населенные до боли знакомыми именами высокопоставленных чиновников, военачальников и "прочая", и уж во всяком случае в деталях автор не ошибается. Но Незнанский работает в жанре "Фактшен", то есть в стиле смеси факта и вымысла. В одном из интервью он говорит именно об этом: "Я отталкиваюсь от факта жизни, только потом препарирую его не так, как это было в действительности, а так как мне подсказывает воображение". Одно из редкостных свойств Незнанского чувствовать и понимать политическую атмосферу в стране, предвидеть ход событий. Кроме того, писатель-эмигрант в высшей степени свободен от внутреннего редактора, не боясь "нарушить", разгласить, не опасаясь поместить в текст какого-нибудь вполне реального (в т. ч. и ныне здравствующего, и дееспособного, влиятельного и сохраняющего солидный пост) исторического фигуранта.
Прежний милицейский роман скоропостижно скончался. Ввиду исчезновения конкурента рынок заполнил было детектив зарубежный, но поцарствовал недолго и очень быстро стал надоедать. Выход был найден благодаря писателям-возвращенцам- Незнанскому и Тополю, которые сообща написали романы "Журналист для Брежнева" и "Красная площадь". Это был очень удачный тандем в то время. Связь низкой и грязной уголовщины с "высокой" политикой - связь, которая полностью отрицалась в нашей стране вплоть до самого последнего времени - в этих детективах сделалась сюжетообразующей.
Но авторы и каждый в отдельности сочинили изрядно в том же детективнов ключе.
Однако именно Незнанскому удается видеть в сиюминутном, здесь и сейчас происходящем будущие события, подчас фантазируя и домысливая сюжетную линию , заданную реальностью. Таков , например, "Ящик Пандоры". Дело тут не в нескольких эпизодах, рассказывающих непосредственно о днях путча - они могли быть дописаны и позже, в те несколько недель, что книга готовилась к печати. А вот рассказ о созревании заговора, о той предгрозовой обстановке, сгущавшейся тогда день ото дня - все это даже удивляет.
Романы Незнанского не претендуют на звание литературных шедевров, хотя художественные достоинства их отрицать нельзя. Он ведь бестселлер и не обязан быть литературно безупречным. Он только должен появиться в тот момент, когда публика нуждается именно в таком чтении.
Бульварная романистика нещадно эксплуатирует золотоносную сюжетную схему "кто убил?", как доступную всякому, кто освоил ремесло, не требующее писательского дарования.
О какой интеллектуальной игре в данном случае может идти речь? Следуя лучшим традициям детективного жанра, Незнанский стремится развлечь и увлечь читателя, дать ему особую радость - постижения мотивов человеческих поступков, самого процесса мышления и основанной на логике интуиции. По словам автора, "детектив - это скальпель хирурга в руках писателя, которым он полосует общество для того, чтобы сделать его лучше".
Незнанский Фридрих Евсеевич, юрист, публицист, писатель, родился 27 сентября 1932 года в г.Журавичи, Беларусь, где прожил всего два месяца. Детство прошло в Москве и Свердловске. С 1948 снова в Москве, в 1950 закончил Мытищинскую 11-ю школу Московской обл. В 1950 поступил в МЮИ, Московский юридический институт. Закончил его в 1954 г. По распределению был направлен в прокуратуру Краснодарского края, до 1957 г. работал следователем в Старо-Минском и Тихорецком районах. В 1957 г. вернулся в Москву, работал ученым секретарем РОСНИМСа, строительного НИИ, затем судебным исполнителем суда Свердловского района, потом вернулся в прокуратуру Московской области, с 1960-го по 1969 г. работал в Московского городской прокуратуре. С 1969-го по 1977 г. - член Московской городской коллегии адвокатов.
27 сентября 1977 года эмигрировал, с 1978-го в США, был и на простой работе (гардом, сторожем), преподавал в Колумбийском, Гарвардском, Нью-Йоркском университетах. Написал 5 монографий, главная из которых - о директивном праве в СССР, работал на радио "Свобода", журналистом в трех эмигрантских газетах, написал ряд альтернативных работ для НТС (вступил в Союз в 1979 г.). В 1985-м переехал во Франкфурт, с этого времени работает в Центре НТС и в издательстве и журнале "Посев". Первым из русских авторов принят в американский писательский клуб имени Эдгара По, в 1986г признан "человеком достижений" Международным биографическим центром.