Популярные личности

Фридрих Хайдер

Австрийский дирижер итальянского происхождения
На фото Фридрих Хайдер
Категория:
Дата рождения:
1961-11-07
Гражданство:
Австрия
Читать новости про человека
Биография

Австрийский дирижер мирового класса

Фридрих Хайдер по праву считается одним из самых выдающихся дирижеров современности. Высокую оценку своих талантов Хайдер получает не только от слушателей, но и от музыкантов, с которыми работает – что, пожалуй, является серьезным достижением. Хайдер известен на весь мир – и славен совершенно невероятным спектром стилей, с которыми может работать.


Родился Фридрих Хайдер в Австрии, дирижирование изучал в Венской Музыкальной Академии и зальцбургском 'Mozarteum'. Известно, что одним из наставников Хайдера был Николаус Арнонкур (Nikolaus Harnoncourt). Дебютировал в опере Фридрих 26-го июля 1984-го в Клагенфурте (Klagenfurt) в постановке Иоганна Штрауса (Johann Strauss) 'Венская кровь' ('Wiener Blut'). В том же году Хайдер впервые выступил в концертном зале, в качестве дирижера Венского Камерного Оркестра. Впоследствии география его выступления изрядно расширилась; Фридрих выступал в Барселоне (Barcelona), Стокгольме (Stockholm), Экс-ан-Провансе (Aix-en-Provence), Лиссабоне (Lisbon) и Бонне (Bonn). Аккуратно развивая свой репертуар, Хайдер со временем освоил огромное количество симфонических произведений и более 80 оперных постановок. В 1991-ом 30-летний на тот момент Хайдер стал самым молодым музыкальным директором Национальной Рейнской Оперы в Страсбурге (Strasbourg); эту должность Фридрих занимал 3 года, успев в процессе поставить такие произведения, как 'Травиата' ('La Traviata'), 'Риголетто' ('Rigoletto'), 'Трубадур' ('Il Trovatore'), 'Веселая вдова' ('The Merry Widow'), 'Мадам Баттерф

ляй' ('Madama Butterfly') и 'Саломея' ('Salome'). Именно при Хайдере здесь впервые была поставлена полная подборка оркестральных лидов Рихарда Штраусса (Richard Strauss).

Фридрих продолжал путешествовать по другим крупным городам, выступая в качестве приглашенной звезды; таланты его пришлись по вкусу в Ницце (Nice) и Гамбурге (Hamburg), Мюнхене (Munich) и Болонье (Bologna), Кёльне (Cologne) и на фестивале 'Wels Wagner Festival'. Отработав в своей в Национальной Опере, Хайдер продолжил сотрудничать с крупнейшими оперными театрами мира; его приглашали в Вену (Vienna) и Мюнхен (Munich), Дрезден (Dresden) и Нью-Йорк (New York). В 2002-ом Хайдер весьма успешно дебютировал в Венской Государственной Опере c 'Лючия ди Ламмермур' ('Lucia di Lammermoor'); впоследствии он регулярно выступал в этом оперном театре в качестве дирижера. Осенью 2006-го Фридрих впервые выступил в нью-йоркской Metropolitan Opera c 'Риголетто'. После этого блестящего дебюта Джеймс Ливайн (James Levine) сообщил Хайдеру, что 'оркестру вы понравились, так как вы вдохновляете'. Этот лестный отзыв, на самом деле, описывает мнение, сложившееся о Хайдере у крупных оркестров всего ми

ра; Фридрих по праву считается одним из лучших дирижеров современности, причем мнения этого придерживаются и работающие под его началом музыканты. Знают Хайдера не только в Европе и Штатах; несколько раз Фридрих выезжал на гастроли и в Японию, выступая там с симфоническими оркестрами и оперными постановками.

Спектр произведений, с которыми Фридрих работал, широк до чрезвычайности; выдающиеся таланты Хайдера как дирижера-универсала явствуют в том числе и из списка произведений, с которыми Фридрих работал. 'Фауст' ('Faust') Шарля Гуно (Сharles Gounod) и моцартовское 'Похищение из сераля' ('Die Entführung aus dem Serail'), 'Роберто Деверё' ('Roberto Devereux') Доницетти и 'Летучая мышь' ('The Bat'), 'Травиата' ('La Traviata') и 'Норма' ('Norma'), 'Вольный стрелок' ('Der Freischütz') и 'Макбет' ('Macbeth') , 'Отелло' ('Otello') и 'Тристан и Изольда' ('Tristan and Isolde'), 'Лоэнгрин' ('Lohengrin'), 'Ариадна на Наксосе' ('Ariadne on Naxos') и 'Саломея' – вот лишь малая часть того, что Хайдер успел изучить и с чем успел поработать. Особого упоминания заслуживает 'Летучая мышь' Штраусса – эту оперетту Хайдер пересматривал и аранжировал бо

ьше 70 раз. Известно, что с недавних пор Хайдер большое внимание уделяет оперным постановкам Эрманyо Вольф-Феррари (Ermanno Wolf-Ferrari), итало-немецкого композитора – весьма талантливого, однако с определенного момента практически полностью забытого. Немалый интерес Фридрих питает и к итальянскому бельканто.

В 2004-ом Фридрих Хайдер стал музыкальным директором испанской филармонии 'Oviedo'. С местным оркестром Хайдер добился впечатляющих результатов; в 2007-ом он отправился на очередные гастроли, побывав в том числе и в Японии. В концертных залах Фридрих специализировался на работах Штраусса, симфониях Брамса и Дмитрия Шостаковича. Хайдер продолжает сотрудничать с крупнейшими оркестрами мира – вроде Лондонского Симфонического, Чешского Филармонического, Дрезденской Государственной Капеллы, Брюкнерского оркестра Линца, Гётеборгского Симфонического, Миланского Камерного, Камерного Оркестра Мантуи, Токийского Филармонического, Токийского Симфонического и Словакского Филармонического. Записи его концертов и представлений неоднократно выпускались на постоянных носителях; компакт-диски и DVD c его записями выходили под логотипами 'Deutsche Gramm

ophon', 'Universal', 'Philartis Vienna', 'Teldec', 'BMG Classics' и 'Orfeo'.

Широко известный своими уникальными талантами дирижера, Фридрих Хайдер несколько раз показывал, что и в других областях способен на очень и очень многое. Фридрих успел зарекомендовать себя опытным дирижером и пианистом; особенно хорошо ему давалась камерная музыка. Премьерная демонстрация полного набора оркестральных лидов Рихарда Штраусса в свое время принесла Хайдера приз Немецких Музыкальных Критиков.

Известно, что с 1971-го у Фридриха сложилась близкая дружба с австрийским художником, скульптором и основоположником 'венского фантастического реализма' профессором Эрнстом Фуксом (Ernst Fuchs). Считается, что дружба эта стала для Хайдера весьма и весьма важным источником вдохновения; от друга Фридрих получил немало ценных творческих и идеологических импульсов. Хайдер работы друга оценивал также крайне высоко; у него даже скопилась немалая коллекция ранних работ Фукса, причем в 2003-ем дирижер даже опубликовал интереснейшую книгу о своей коллекции.

Фридрих Хайдер женат на некой скрипачке; проживает великий дирижер на данный момент неподалеку от Базеля (Basel).






Поделиться: