Фридрих Хайдер по праву считается одним из самых выдающихся дирижеров современности. Высокую оценку своих талантов Хайдер получает не только от слушателей, но и от музыкантов, с которыми работает – что, пожалуй, является серьезным достижением. Хайдер известен на весь мир – и славен совершенно невероятным спектром стилей, с которыми может работать.
Родился Фридрих Хайдер в Австрии, дирижирование изучал в Венской Музыкальной Академии и зальцбургском 'Mozarteum'. Известно, что одним из наставников Хайдера был Николаус Арнонкур (Nikolaus Harnoncourt). Дебютировал в опере Фридрих 26-го июля 1984-го в Клагенфурте (Klagenfurt) в постановке Иоганна Штрауса (Johann Strauss) 'Венская кровь' ('Wiener Blut'). В том же году Хайдер впервые выступил в концертном зале, в качестве дирижера Венского Камерного Оркестра. Впоследствии география его выступления изрядно расширилась; Фридрих выступал в Барселоне (Barcelona), Стокгольме (Stockholm), Экс-ан-Провансе (Aix-en-Provence), Лиссабоне (Lisbon) и Бонне (Bonn). Аккуратно развивая свой репертуар, Хайдер со временем освоил огромное количество симфонических произведений и более 80 оперных постановок. В 1991-ом 30-летний на тот момент Хайдер стал самым молодым музыкальным директором Национальной Рейнской Оперы в Страсбурге (Strasbourg); эту должность Фридрих занимал 3 года, успев в процессе поставить такие произведения, как 'Травиата' ('La Traviata'), 'Риголетто' ('Rigoletto'), 'Трубадур' ('Il Trovatore'), 'Веселая вдова' ('The Merry Widow'), 'Мадам Баттерф
ляй' ('Madama Butterfly') и 'Саломея' ('Salome'). Именно при Хайдере здесь впервые была поставлена полная подборка оркестральных лидов Рихарда Штраусса (Richard Strauss).
Фридрих продолжал путешествовать по другим крупным городам, выступая в качестве приглашенной звезды; таланты его пришлись по вкусу в Ницце (Nice) и Гамбурге (Hamburg), Мюнхене (Munich) и Болонье (Bologna), Кёльне (Cologne) и на фестивале 'Wels Wagner Festival'. Отработав в своей в Национальной Опере, Хайдер продолжил сотрудничать с крупнейшими оперными театрами мира; его приглашали в Вену (Vienna) и Мюнхен (Munich), Дрезден (Dresden) и Нью-Йорк (New York). В 2002-ом Хайдер весьма успешно дебютировал в Венской Государственной Опере c 'Лючия ди Ламмермур' ('Lucia di Lammermoor'); впоследствии он регулярно выступал в этом оперном театре в качестве дирижера. Осенью 2006-го Фридрих впервые выступил в нью-йоркской Metropolitan Opera c 'Риголетто'. После этого блестящего дебюта Джеймс Ливайн (James Levine) сообщил Хайдеру, что 'оркестру вы понравились, так как вы вдохновляете'. Этот лестный отзыв, на самом деле, описывает мнение, сложившееся о Хайдере у крупных оркестров всего ми
ра; Фридрих по праву считается одним из лучших дирижеров современности, причем мнения этого придерживаются и работающие под его началом музыканты. Знают Хайдера не только в Европе и Штатах; несколько раз Фридрих выезжал на гастроли и в Японию, выступая там с симфоническими оркестрами и оперными постановками.
Спектр произведений, с которыми Фридрих работал, широк до чрезвычайности; выдающиеся таланты Хайдера как дирижера-универсала явствуют в том числе и из списка произведений, с которыми Фридрих работал. 'Фауст' ('Faust') Шарля Гуно (Сharles Gounod) и моцартовское 'Похищение из сераля' ('Die Entführung aus dem Serail'), 'Роберто Деверё' ('Roberto Devereux') Доницетти и 'Летучая мышь' ('The Bat'), 'Травиата' ('La Traviata') и 'Норма' ('Norma'), 'Вольный стрелок' ('Der Freischütz') и 'Макбет' ('Macbeth') , 'Отелло' ('Otello') и 'Тристан и Изольда' ('Tristan and Isolde'), 'Лоэнгрин' ('Lohengrin'), 'Ариадна на Наксосе' ('Ariadne on Naxos') и 'Саломея' – вот лишь малая часть того, что Хайдер успел изучить и с чем успел поработать. Особого упоминания заслуживает 'Летучая мышь' Штраусса – эту оперетту Хайдер пересматривал и аранжировал бо
ьше 70 раз. Известно, что с недавних пор Хайдер большое внимание уделяет оперным постановкам Эрманyо Вольф-Феррари (Ermanno Wolf-Ferrari), итало-немецкого композитора – весьма талантливого, однако с определенного момента практически полностью забытого. Немалый интерес Фридрих питает и к итальянскому бельканто.
В 2004-ом Фридрих Хайдер стал музыкальным директором испанской филармонии 'Oviedo'. С местным оркестром Хайдер добился впечатляющих результатов; в 2007-ом он отправился на очередные гастроли, побывав в том числе и в Японии. В концертных залах Фридрих специализировался на работах Штраусса, симфониях Брамса и Дмитрия Шостаковича. Хайдер продолжает сотрудничать с крупнейшими оркестрами мира – вроде Лондонского Симфонического, Чешского Филармонического, Дрезденской Государственной Капеллы, Брюкнерского оркестра Линца, Гётеборгского Симфонического, Миланского Камерного, Камерного Оркестра Мантуи, Токийского Филармонического, Токийского Симфонического и Словакского Филармонического. Записи его концертов и представлений неоднократно выпускались на постоянных носителях; компакт-диски и DVD c его записями выходили под логотипами 'Deutsche Gramm
ophon', 'Universal', 'Philartis Vienna', 'Teldec', 'BMG Classics' и 'Orfeo'.
Широко известный своими уникальными талантами дирижера, Фридрих Хайдер несколько раз показывал, что и в других областях способен на очень и очень многое. Фридрих успел зарекомендовать себя опытным дирижером и пианистом; особенно хорошо ему давалась камерная музыка. Премьерная демонстрация полного набора оркестральных лидов Рихарда Штраусса в свое время принесла Хайдера приз Немецких Музыкальных Критиков.
Известно, что с 1971-го у Фридриха сложилась близкая дружба с австрийским художником, скульптором и основоположником 'венского фантастического реализма' профессором Эрнстом Фуксом (Ernst Fuchs). Считается, что дружба эта стала для Хайдера весьма и весьма важным источником вдохновения; от друга Фридрих получил немало ценных творческих и идеологических импульсов. Хайдер работы друга оценивал также крайне высоко; у него даже скопилась немалая коллекция ранних работ Фукса, причем в 2003-ем дирижер даже опубликовал интереснейшую книгу о своей коллекции.
Фридрих Хайдер женат на некой скрипачке; проживает великий дирижер на данный момент неподалеку от Базеля (Basel).