Получил образование в университете Глазго в 1710–1716. В 1719–1729 преподавал в основанной им частной академии в Дублине. В 1729 Хатчесон занял кафедру моральной философии в университете Глазго, где преподавал до конца жизни.
Шотландско-ирландский педагог и философ, родился в Друмалиге (Северная Ирландия) 8 августа 1694 в семье пресвитерианского старшины. Получил образование в университете Глазго в 1710–1716. В 1719–1729 преподавал в основанной им частной академии в Дублине. В 1729 Хатчесон занял кафедру моральной философии в университете Глазго, где преподавал до конца жизни. В этот поздний период, посвященный главным образом чтению лекций в университете, он пробуждал живой интерес шотландских студентов к философии, его считают инициатором т.н. «шотландского Просвещения».
Хотя Хатчесон был одним из первых философов Нового времени, писавших труды по эстетике (ему принадлежит понятие внутреннего чувства, способности непосредственно чувствовать красоту и гармонию), знаменит он прежде всего этическими сочинениями. Согласно Хатчесону, человек по своей природе предрасположен к моральным поступкам; добродетель заключается в содействии благополучию других; стимулом к совершению добродетельных поступков является их красота, а не проистекающая из них польза; обладая врожденным моральным чувством, человек способен судить о добродетельности или порочности самого себя и других людей.
Как представитель школы морального чувства Хатчесон был тесно связан с Шефтсбери и Дж.Батлером. Он отличался от Батлера тем, что не считал себялюбия само по себе добродетельным. У Шефтсбери, учеником которого он был и идеи которого распространял в Шотландии, Хатчесон позаимствовал понятие морального чувства (которое сам Шефтсбери почти не использовал), поставив его в центр тщательно разработанной этической системы. Моральное чувство являтся врожденным и направлено на одобрение тех поступков, которые способствуют благу человеческих существ. Моральное чувство в чем-то родственно другим чувствам, однако отличается от них тем, что его результатом является моральная установка, одобрительное или неодобрительное отношение к тем или иным поступкам.
Взгляды Хатчесона получили распространение в Великобритании, Франции и Германии. Он предвосхитил учение утилитаристов, первым сформулировав (1725) известный принцип «наибольшего счастья наибольшего числа людей» (см. также платоновское Государство , IV, 420), что чуть не вызвало его преследование со стороны шотландского пресвитерианства (он был обвинен в прововеди «ложного и опасного учения о том, что критерием моральной праведности является способствование счастью других людей»). Учеником Хатчесона был А.Смит; Хатчесон оказал влияние на Д.Юма, Т.Рида и Т.Брауна, а также на Т.Джефферсона и Дж.Адамса.
Среди наиболее важных его работ – Исследование о происхождении идей красоты и добродетели (An Inquiry into the Original of our Ideas of Beauty and Virtue , 1725) ; Опыт о природе и действии страстей и склонностей с примерами морального чувства (Essay on the Nature and Conduct of the Passions and Affections with Illustrations upon the Moral Sense , 1728); Система моральной философии (System of Moral Philosophy , опубл. посмертно в 1755). Умер Хатчесон в Глазго в 1746.