Английский философ, в течение почти полувека признанный лидер британского неогегельянства. Родился 30 января 1846 в Клапеме (Англия), получил образование в Оксфордском университете, где вскоре после окончания в 1870 был избран членом совета Мёртон-колледжа.
Родился 30 января 1846 в Клапеме (Англия), получил образование в Оксфордском университете, где вскоре после окончания в 1870 был избран членом совета Мёртон-колледжа. В Оксфорде Брэдли оставался до конца жизни затворником, холостяком и книжным червем, посвятив себя целиком писательскому труду; он ни
когда не читал лекций, не преподавал и не появлялся на философских собраниях. Лишь изредка перебирался во Францию, где вел такую же затворническую жизнь. Брэдли серьезно интересовался литературой и в немалой степени был обязан своим влиянием литературному мастерству. Блестящий и беспощадный критик э
мпиризма, он при поддержке Грина и Кэрда серьезно поколебал его позиции в британских университетах. Ученый был отмечен одной из высших наград – орденом «За заслуги». По общему признанию, Брэдли – самый видный представитель своего поколения в британской философии. Умер Брэдли в Оксфорде 18 сентября 1
924.
Фундаментальные принципы системы Брэдли соответствуют принципам двух главных течений в идеализме. С одной стороны, он считал, что быть – значит быть воспринятым (в опыте): «все, что ни в каком смысле не является предметом ощущения или восприятия, для меня совершенно незначимо». С другой – он
считал, что реальное есть разумное. Критерием истинности или реальности является соответствие требованиям разума. На доказательство первого пункта Брэдли не тратит слишком много времени, поскольку считает его практически очевидным; разработке второго он посвящает большую часть своих сочинений.
Брэ
дли пишет о трех стадиях, или уровнях, в жизни разума. Для каждого из нас опыт начинается с непосредственно данного: в младенческом возрасте мы ничего не выделяем и не осознаем отдельное как таковое; в это время не существует ни Я, ни не-Я – никаких явно выделяемых вещей или качеств. Постепенно каче
ства группируются и образуют то, что мы называем «вещами»; эти вещи в их соотношениях образуют весь привычный мир здравого смысла и науки – второй уровень разума. Может ли философ считать этот мир полностью реальным? Нет. При его исследовании обнаруживается масса противоречий, а то, что противоречив
о, должно быть отвергнуто как нереальное. В первой части своего главного произведения Видимость и реальность: Опыт метафизики (Appearance and Reality: A Metaphysical Essay , 1893) Брэдли отвергает на этом основании весь мир обыденного опыта, включая пространство и время, вещество и причинность, тела
и души. И лишь в последней части берется за его восстановление. Брэдли проясняет смысл критерия, использованного им в первой части, а именно соответствие интеллекту, и находит, что соответствие это заключается в логической непротиворечивости. Однако единственное знание, которое способно обладать та
кой непротиворечивостью, есть некое целостное знание, всеобъемлющее и гармоничное, в котором ничто не пропущено и все необходимо соотнесено со всем остальным. Брэдли полагал, что существование мировой системы такого рода составляет недоказуемую, но неизбежную посылку философии. Эту систему он называ
л Абсолютом – третьим и высшим уровнем разума. Вероятно, мы никогда в действительности его не достигнем, но к нему можно постепенно приближаться, и этим приближением измеряется степень истинности, которой располагает любая мыслительная система. В своей работе Этические исследования (Ethical Studies