Фрэнсис Бофорт и сам за свою жизнь успел повидать немало дальних стран, однако славу ему принесли не столько географические открытия, сколько помощь другим первооткрывателям – Бофорт активно использовал имевшийся у него административный ресурс и уделял большое внимание разработке точнейших географических карт.
Ирландский гидрограф и военный, создатель 12-балльной шкалы оценки силы ветра.
Бофорт родом из семьи французских протестантов-гугенотов, бежавших из Франции во время гугенотских войн. Позже родители его переехали из Лондона в Ирландию; детские годы Фрэнсиса прошли в Уэльсе (Wales) и Ирландии (Ireland). Формально школу Фрэнсис не окончил, устроившись на морское судно; впрочем, учиться он продолжал еще долго. Как показало будущее, самообразование Бофорту давалось просто блестяще – на определенном этапе он вышел на один уровень с целым рядом выдающихся ученых и прикладных математиков того времени. Известно, что Фрэнсис вполне был в состоянии общаться наравне с такими деятелями, как Джон Гершель (John Herschel), Джордж Эйри (George Biddell Airy) и Чарльз Бэббидж (Charles Babbage).
Всю жизнь Фрэнсис Бофорт испытывал большой интерес к точным морским картам; в свое время из-за ошибки на карте он потерпел кораблекрушение и повторять сей опыт более не желал. Устроившись на торговое судно, Бофорт дослужился сначала до мичмана, затем до лейтенанта, а позже – до коммандера. Во время легендарной морской битвы Славного первого июня Бофорт служил на судне 'Aquilon'.
Позже, во время службы на судне 'Phaeton' Бофорт был серьезно ранен в бою. На восстановление от полученных ран ушло около двух лет; на протяжении этого времени Фрэнсис получал пособие от правительства и вместе с Ричардом Ловеллом Эджуортом (Richard Lovell Edgeworth) работал над линией семафорной связи от Дублина (Dublin) до Голуэя (Galway). За эту деятельность Фрэнсис не получил ни фунта.
Вернувшись на службу, Бофорт получил звание капитана королевского флота. Большинство офицеров флота проводили время преимущественно
в праздных развлечениях; Бофорт их примеру не следовал, даже в свободное время делая замеры и астрономические наблюдения, необходимые для создания точных карт.
Первое судно – 'HMS Woolwich' – Адмиралтейство выдало Фрэнсису для проведения гидрографических исследований в эстуарии Ла-Плата (Rio de la Plata). Проведенное Бофортом исследование впечатлило даже видавших виды экспертов.
Первую версию своей шкалы для измерения силы ветра Бофорт разработал еще в самом начале своей командирской карьеры; сделанные в этот период заметки он использовал и далее. Система оценки силы ветра, предложенная Бофортом, ничего принципиально нового в себе не несла, однако именно Фрэнсису Бофорту удалось подвести имевшиеся оценки под единый стандарт и, что куда важнее, сделать этот стандарт общепринятым.
В 1829-м 55-летний Бофорт был назначен флотским гидрографом Адмиралтейства. На тот момент Фрэнсису было 55 лет; большинство его сверстников предпочитало в этом возрасте удаляться на покой. Не таков, однако, был Бофорт – должность штатного гидрографа Адмиралтейства он занимал на протяжении 25 лет; его стараниями малозначительный архив карт превратился в одно из серьезнейших и влиятельнейших картографических учреждений мира. Кое-какие карты, разработанные при Бофорте, используются по сей день. Фрэнсис активно поддерживал крупные исследовательские проекты – вроде экспедиции Джеймса Росса (James Clark Ross).
Скончался Фрэнсис Бофорт 17 декабря 1857-го; на момент смерти ему было 87 лет. За многочисленные заслуги на ниве картографии и географических исследований именем Бофорта был назван целый ряд географических объектов – в частности, море в Северном Ледовитом океане и остров близ Антарктики.