Нейросети – важная отрасль современной вычислительной техники; существование их было бы невозможным, если бы не изобретение Фрэнка Розенблатта. Что же такое важное для мира информационных технологий создал американский психолог?
Родился Фрэнк Розенблатт в Нью-Рошель, Нью-Йорк (New Rochelle, New York) в семье доктора Фрэнка Розенблатта и его супруги Кэтрин. В 1946-м он окончил школу, в 1950-м получил диплом бакалавра, в 1956-м стал доктором. После окончания учебы Фрэнк устроился в Авиационную лабораторию Корнелла в Буффало, Нью-Йорк (Buffalo, New York); здесь он занимался исследованиями в области психологии, заведуя группой когнитивных систем. Именно здесь Розенблатт начал работать над персепетронами; позже именно его разработки привели к созданию аппаратной версии 'Mark I Perceptron', первого компьютера, способного учиться путем проб и ошибок и работавшего на основе нейронной сети.
Именно изобретение персептрона и прославило Розенблатта. Электронное устройство, разработанное по его проекту, демонстрировало вполне реальную способность к обучению. Изначально персептроны Фрэнка только лишь симулировались на компьютерах его лаборатории; уже тогда программа вполне неплохо запоминала и училась узнавать образы. Розенблатт и далее совершенствовал и улучшал свое изобретение; разработанные им теории и методики публиковались в книгах и статьях. Когда персептрон наконец был явлен миру в качестве действующего устройства, фурор это произвело невероятный как среди специалистов, так и среди журналистов. За перспетронами видели будущее информационных технологий; позже, впрочем, восторги несколько поутихли – Марвин Минский (Marvin Minsky) и Сеймур Паперт (Seymour Papert) опубликовали книгу, в которой математически доказали ограниченность ряда характеристик явленного Розенблаттом трехслойного персептрона.
Интересов у Розенблатта, меж тем, было много. В 1959-м он перебрался в один из кампусов Ко
рнелла на должность директора программы по исследованию когнитивных систем; параллельно он работал лектором на факультете психологии.
В 1966-м Фрэнк примкнул к группе исследования нейробиологии и поведения на свежесозданном факультете биологических наук. В то время он с большим интересом исследовал вопросы передачи выученных механизмов поведения от одних крыс другим с помощью вытяжек из головного мозга; по этой тематике Розенблатт вел активные исследования и дальше. Изначально подопытных крыс обучали тем или иным навыкам (вроде поиска пути в лабиринте или работе с коробкой Скиннера), после чего мозги 'обученных' животных перерабатывались в экстракт. Экстракт этот вводился в крыс, специальной подготовки не проходивших; после этого крысы-'неучи' подвергались ряду тестов, призванных установить наличие или отсутствие у них новых навыков. За долгие годы Фрэнк опубликовал по этой теме немало работ; в конечном итоге он постановил, что если перенос памяти и навыков и имеет место быть, то лишь чрезвычайно незначительный.
В 1970-м Фрэнк стал полевым представителем команды по изучению нейробиологии и поведения; в 1971-м он стал действующим председателем секции.
Интересовала Фрэнка Розенблатта и астрономия; разработанная им новая технология позволяла определять наличие спутников у звезд. Розенблатт работал в собственной обсерватории, построенной на холме за его домом в Бруктондейле (Brooktondale), в 6 милях к востоку от Итаки (Ithaca). Когда обсерватория была закончена, Розенблатт стал активным участником проекта SETI.
11 июля 1971-го, в свой 43-й день рождения Фрэнк Розенблатт погиб; умер великий ученый при крушении лодки в Чесапикском заливе (Chesapeake Bay)