Популярные личности

Фрэнк Фредерик Борман

астронавт NASA
На фото Фрэнк Фредерик Борман
Категория:
Дата рождения:
1928-03-14
Место рождения:
Гэри, Индиана, США
Гражданство:
США
Читать новости про человека
Биография

Биография

В 1950 году окончил Военную академию США в Вест-Пойнте. В 1957 году в Калифорнийском технологическом институте и получил степень магистра наук по авиационной технике.


Вырос в городе Тусон, штат Аризона, где в 1946 году окончил среднюю школу. В 1950 году окончил Военную академию США в Вест-Пойнте. В 1957 году в Калифорнийском технологическом институте и получил степень магистра наук по авиационной технике.

Профессиональная деятельность

В 1957 году, оставаясь на военной службе, Борман стал доцентом термодинамики и механики жидкости в Военной академии США.

В начале 1969 года стал консультантом в авиакомпании Eastern Airlines. В декабре 1970 года был назначен вице-президентом оперативной группы авиакомпании. В июле 1974 года был назначен исполнительным вице-президентом — Генеральным менеджером производства и избран в совет директоров. В мае 1975 года был избран президентом и главным операционным директором, а в декабре 1975 года — главным исполнительным директором. В декабре 1976 года он стал ещё и председателем совета директоров. Работал в авиакомпании до июня 1986 года.

В 1986 году стал вице-председателем и директором Texas Air Corp. в Хьюстоне. В 1988 году был назначен консультантом по маркетингу компании Aerospatiale General Aviation в Техасе и главным исполнительным директором корпорации Patlex Corp. в Калифорнии.

Воинская служба

На службу в ВВС США поступил в июне 1950 года. После прохождения лётной подготовки на базе ВВС Уильямс в Аризоне в августе 1951 года стал военным лётчиком. С 1951 по 1953 год служил лётчиком-истребителем в 44-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье на авиабазе Дарк на Филиппинах. С ноября 1953 по июнь 1956 год служил строевым лётчиком в различных частях на базах ВВС Муди в Джорджии и Льюк (Luke AFB) в Аризоне.

В 1960 году окончил Школу ВВС США по подготовке пилотов для экспериментальных лётных испытаний (Air Force Experimental Flight Test Pilot School, Class 60-C) на базе Эдвардс в Калифорнии. В декабре 1961 года окончил Аэрокосмическую школу пилотов-исследователей ВВС (Aerospace Research Pilot School, Class 1, 1961) на базе Эдвардс. После её окончания до зачисления в отряд астронавтов служил пилотом-инструктором Школы. Был также офицером по вопросам реализации проекта модификации силовой установки F-104. Во время одного из полётов на сверхзвуковой скорости двигатель его F-104 заглох, однако после снижения скорости Борману удалось запустить двигатель и благополучно посадить самолёт. Ушёл в отставку в июле 1970 года.

Воинское звание

Второй лейтенант ВВС (с 02.06.1950)

Первый лейтенант ВВС (с марта 1952)

Капитан ВВС (с февраля 1955)

Майор ВВС (с февраля 1961)

Полковник ВВС (в отставке с июля 1970).

Космическая подготовка

В сентябре 1962 года был зачислен в отряд астронавтов НАСА во время второго набора. Прошёл полный курс подготовки. Специализировался на ракетах-носителях, и стал экспертом по вопросам системы аварийного спасения (САС). Работал вместе с Вернером фон Брауном над созданием аварийной системы обнаружения неисправностей на РН. В 1963 году вместе с Аланом Шепардом начал готовиться к первому пилотируемому полёту на новом двухместном корабле Джемини в качестве пилота, но после того как в конце 1963 года Шепард был отстранён от подготовки к полёту в связи с воспалением среднего уха, Борман был переведён пилотом в дублирующий экипаж «Джемини IV».

Первый полет

Впервые Борман полетел с 4 по 18 декабря 1965 года в качестве командира корабля Gemini 7. Во время полёта было проведено сближение на расстояние 30 см с выведеным позже кораблём Gemini 6. После 5-и часового совместного полёта корабли вновь разошлись. Сам же полет являлся рекордным по продолжительности. Продолжительность полёта составила 13 суток 18 часов 35 минут 1 секунда.

В сентябре 1966 года был назначен в дублирующий экипаж второго полёта по программе Аполлон, а в декабре 1966 года был назначен командиром экипажа третьего пилотируемого полёта, который должен был стать первым с использованием РН Сатурн V. Однако после пожара в кабине корабля Аполлон-1 (SA-204) в январе 1967 года полёты были отменены.

В ноябре 1967 года был назначен командиром экипажа корабля Аполлон-9 вместе с Уилльямом Андерсом и Майклом Коллинзом. Программа этого полёта, так же, как и Аполлон-8 (McDivitt, Scott, Schweickart) предусматривала испытания лунного модуля (LM) на орбите Земли. Однако после того, как летом 1968 года стало ясно, что LM будет готов к испытаниям не раньше марта 1969 года, было решено изменить полётное задание Аполлона-8. В качестве новой задачи фигурировал первый облёт Луны кораблём Apollo 8 без LM. Однако, так как командир Аполлона-8 Джеймс МакДивитт потратил уже много месяцев на подготовку к операциям с LM и знал его лучше кого-либо из других астронавтов, было решено поменять местами экипажи Apollo 8 и Аполлона-9. Чуть позже в новом экипаже Аполлона-8 произошла замена — Майкла Коллинза, у которого возникли проблемы с медициной, сменил Джеймс Ловелл, напарник Фрэнка Бормана по первому полёту.

Второй полет

С 21 по 27 декабря 1968 года Борман — командир корабля Аполлон-8. 24 декабря корабль перешёл на селеноцентрическую орбиту, на которой оставася 20 часов 07 минут, сделав 10 витков. Таким образом впервые в истории пилотируемый корабль вышел на орбиту Луны. Продолжительность полёта составила 6 суток 3 часа 00 минут 42 секунды.

Борман ушёл из НАСА в июле 1970 года.

Классность

Общий налёт составлял к моменту зачисления в отряд около 6 000 часов.

Публикации

В соавторстве с Robert J. Serling в 1988 году опубликовал автобиографию Countdown: An Autobiography of Frank Borman.

Награды

Награждён Крестом ВВС «За выдающиеся лётные заслуги» (Air Force Distinguished Flying Cross), и Космической медалью почёта Конгресса конгресса США (Congressional Space Medal of Honor).

Награждён также медалью НАСА «За выдающиеся заслуги» (NASA Distinguished Service Medal), медалью НАСА «За исключительные заслуги» (NASA Exceptional Service Medal).

Семейное положение

Жена — Сьюзан Багби (Susan Bugbee). Двое сыновей, Фредерик Пирс (Frederick Pierce, 04.10.1951) и Эдвин Слоан (Edwin Sloan, 20.07.1953).

Увлечения

Во врему учёбы в школе играл защитником в сборной школы по американскому футболу в чемпионате штата. С детства увлекался полётами и в 15 лет получил лицензию пилота. В свободное время летает на принадлежащих ему истребителях времён Второй мировой войны. Увлекается также охотой, водными лыжами, гандболом, оздоровительным бегом, тяжёлой атлетикой, туризмом. Любит слушать музыку в стиле кантри и читать.



Поделиться: