Шведский кораблестроитель, теоретик кораблестроения.
Родился 9 сентября 1721 г. в Гётеборге. Его отцом был переселившийся в 1715 г. из Англии майор Томас Чепмен (1679-1770), служивший затем в гётеборгской эскадре, матерью – Сюзанна Колсон.
В 15 лет от роду Чапман отправился в Стокгольм, чтобы изучать кораблестроение. После окончания учёбы совершил заграничную поездку. В ходе пребывания в 1741 г. в Англии его частные посещения верфи вызвали подозрения, и он был арестован, но вскоре отпущен на свободу.
Вслед за тем Чапману было сделано предложение вступить на английскую службу, однако он его отклонил. Проработав в Лондоне плотником более двух лет, он в 1744 г. вернулся в Гётеборг, где совместно с компаньоном основал корабельную верфь. В 1752–56 гг. он продолжил своё обучение, посетив Францию, Англию и Голландию, а в 1757 г. был назначен младшим корабельным мастером военно-морского флота Швеции. Фельдмаршал Августин Эренсвэрд, стремившийся создать пригодный для действий в шхерах флот, обратился с этой идеей к Чапману, который должен был по собственным чертежам построить несколько судов для охраны побережья Финляндии. Постройка была осуществлена в Штральзунде, где было спущено два корабля, принадлежавших к новуму типу судов, получивших названия турум и удем.
Чапман в звании корабельного мастера был прикомандирован к финской эскадре и в 1760 г. перебрался в Свеаборг, где создал ещё два типа судна – хеммему и пойему. В 1764 г. его назначили главным корабельным мастером и отозвали в Стокгольм, где его идеи по созданию новых типов судов вызвали интерес. В 1768 г. им был построен первый пушечный шлюп, а затем несколько канонерских йолов.
Ещё в 1764 г. Чапман был выбран в депутацию по классификации типов военных судов, а затем в начале правления Густава III назначен членом комитета по созданию нового военного флота. В 1776 г. был принят разработанный им план постройки новых судов. В том же году он стал полковником при Адмиралтействе и членом Адмиралтейств-коллегии, а в 1781 г. ему был поручен надзор за строительством судов на верфи в Карлскруне. В 1782 г. в его ведение вошли также вопросы оснастки кораблей и снабжения их артиллерией.
В 1783 г. он получил чин контр-адмирала, а в 1791 – вице-адмирала. В 1793 г. вышел в отставку, но за ним было сохранено жалование. С 1781 по 1790 гг. им было построено одиннадцать линейных кораблей, столько же фрегатов и некоторое число более мелких судов.
В 1768 г. издал сочинение «Architectura navalis mercatoria», которая практически сразу же была переведена на многие языки, а в 1775 г. «Трактат о караблестроении» (Tractat om skeppsbyggeriet). В последующие годы он выпустил ещё несколько небольших произведений, а в 1806 г. опубликовал труд «Попытка теоретического обоснования придания линейным кораблям и фрегатам правильных форм» (Försök till theoretisk afhandling att gifva linjeskepp och fregatter deras rätta form).
В 1767 г. Чапман стал членом Академии Наук, а в 1804 г. почётным членом Военной академии.
Умер 19 августа 1808 г. Женат не был.
Труды Чапмана
Architectura Navalis Mercatoria Architectura navalis mercatoria (1768)
Tractat om skeppsbyggeriet (1775)
Försök till theoretisk afhandling att gifva linjeskepp och fregatter deras rätta form (1806)