Продюсер Фред Роос — член жюри Московского международного кинофестиваля — фигура в мировом кинобизнесе легендарная. Обладатель "Оскара" за фильм "Крестный отец"-2 (1974), номинант на "Оскар" за "Апокалипсис сегодня" (1980). В его творческой биографии — 37 картин, в том числе все фильмы Фрэнсиса Форда Копполы. Именно Роос привел в большое кино Роберта Де Ниро, Ричарда Дрейфуса, Харрисона Форда, Тома Круза, Патрика Суэйзи, Джека Николсона... С прославленным ветераном пообщалась обозреватель "Известий" Вита Рамм.
- в: Российская киноотрасль делает лишь первые шаги и, естественно, образцом для развития у нас является Голливуд. Что же собой представляет сегодня киноиндустрия в Америке?
- о: Я думаю, что советская индустрия всегда была одной из лучших в мире. И Голливуд сам многому учился у Довженко, Эйзенштейна. Так что нам вас учить нечему. Сегодня Голливуд в основном работает по двум направлениям: высокобюджетное кино — от 50 миллионов долларов и выше и низкобюджетное или независимое кино — до 10 миллионов. В киноиндустрии США большое значение имеют профсоюзы. Например, бюджет картины зависит от договоров, которые подпишет продюсер с профсоюзом актеров и профсоюзами рабочих съемочных групп. Без этого ни один проект не может быть запущен в производство. Правда, профсоюзные лидеры в последнее время стали более гибкими и разработали разные тарифы оплаты. Кстати, единственные, у кого нет своего профсоюза, — это продюсеры.
- в: А если продюсер схитрит и, чтобы заплатить людям небольшие деньги, заранее объявит, что у него малобюджетное кино?
- о: О, это очень легко обнаружить. Профсоюз такого человека поместит в "черный список". И карьера будет закончена.
- в: В вашем послужном списке есть фильмы, где вы обозначены как продюсер, а в других — как исполнительный продюсер. В чем разница?
- о: Точного определения нет. Объясню на примере фильмов Софии Копполы "Трудности перевода" и "Мария Антуанетта". Я был исполнительным продюсером и занимался подбором актеров, что-то делал во время монтажа и записи звука. Но ежедневного контроля не осуществлял, потому что это — работа продюсера.
- в: Вас считают гением в умении найти нужных актеров. Мы знаем, что у каждого актера есть свой агент. Дружба агента с директором по кастингу может повлиять на актерскую судьбу?
- о: Я понимаю, о чем вы спрашиваете. В старые времена такое было возможно. Но сегодня никто не станет рисковать, отдавая роль хорошему, но бесталанному родственнику, знакомому, другу. Сегодня для режиссера каждый фильм слишком важен, и нет уверенности, что будет еще один шанс. Режиссер знает, что продюсер для осуществления проекта рискует хотя и не собственными, но большими деньгами. Так что дружба не является гарантом совместной работы. Одолжений никто не делает.
- в: Ваша многочисленная фильмография показывает, что вы отдаете предпочтение семье Копполы.
- о: Это очень талантливый голливудский клан. Если они и поддерживают друг друга, то только когда кто-то из них делает первый шаг. А затем они начинают доказывать свою состоятельность сами. Например, я работал с Софией Коппола с первого ее фильма "Девственницы-самоубийцы". Она все делала сама.
- в: Но, наверно, с такой фамилией легче найти финансирование?
- о: Имя может подействовать, чтобы войти в дверь. Но дальше влияние заканчивается. Мои коллеги смеялись, когда узнавали, что я занят режиссерским дебютом Софии Копполы. Мне в лицо говорили, что помнят ее как неудачную актрису в "Крестном отце"-3, а теперь, язвили они, ей захотелось "поиграть в режиссера". Но она доказала свою творческую состоятельность. Более того, сама нашла деньги на первый этап проекта. А уж после "Оскара" за сценарий "Трудности перевода" и номинации за режиссуру над Софи уже никто не смеется.
- в: Какой фильм вы считаете эталоном режиссерского и собственного продюсерского замысла?
- о: "Крестный отец"-2.