Один из первых и самых известных фильмов Влачила - 'Маркета Лазарова' - в 1999 году был объявлен Европейским кинематографическим жюри 'Лучшим чешским фильмом за всю историю'.
Франтишек Влачил (František Vláčil) родился в 1924 году в Чешском Тешине (Český Těšín). В 1945-м Влачил начал изучать эстетику и историю искусств в университете Masaryk University в городе Брно (Brno). Так, не получив классического образования для работы в кинематографе, Франтишек все же овладел этим ремеслом на практике, устроившись в отдел мультипликационных фильмов на местной студии научно-популярного кино. Первыми работами Влачила стали учебные и научно-популярные фильмы. Позже он переехал в Прагу (Prague), где вплотную занялся созданием короткометражных фильмов; среди его ранних фильмов – короткие ленты 'Хозяйство с электричеством' ('Hospodaření s elektřinou') и 'Лекарство №2357' ('Lék c.2357'), 'Воинский экзамен' ('Vojenská maturita') и 'Стеклянные облака' ('Sklenená oblaka'), а также множество других; в тот период Влачил снял около трех десятков короткометражных проектов. Кстати, за 'Стеклянные облака', который стал его первым игровым фильмом, режиссер получил и первое признание.
Настоящую же славу принесла ему в 1960 году драма 'Белая голубка' ('Holubice'). В центре сюжета этой лирической поэмы о добре и зле – жизнь калеки, который, питая настоящую ненависть ко всему живому, однажды все-таки открывает для себя мир, полный любви и красоты. Фильм был отмечен Венецианским кинофестивалем.
В 1961-м Влачил предложил зрителям
драму 'Дьявольская западня' ('Dáblova past'), рассказавшую историю старого мельника и его сына, которым довелось стать жертвами фанатичного догматизма.
В 1966-м вышла историческая мелодрама 'Маркета Лазарова' ('Marketa Lazarová'), которая воссоздавала на экране рыцарские времена с их кровавым и жестоким соперничеством, с похищениями, убийствами, изнасилованиями, убийствами, кровосмешением и любовью. Через год Влачил выпустил еще одну историческую драму – 'Долина пчел' ('Údolí vcel'), оказавшуюся весьма тяжелой психологически.
Драма 1969 года 'Адельгейд' ('Adelheid') ознаменовала новый этап в творчестве режиссера Влачила – так, этот фильм стал его первым цветным фильмом. В центре сюжета - драматическая история солдата-победителя, вернувшегося домой и встретившегося с весьма суровой реальностью.
Время от времени Влачил возвращался и к своему излюбленному жанру короткометражного кино – в 1973-м он снял 'Карловарские променады' ('Karlovarské promenády'), в 1974-м – документальный фильм 'Прага стиля модерн' ('Praha secesní'), и в том же году вышла и короткая военная драма 'Сириус' ('Sirius'), в центре которой - подросток, застреливший любимую собаку, немецкую овчарку, чтобы не отдавать ее на службу нацистам.
Очередная драма под названием 'Дым картофельной ботвы' ('Dým bramborové nate') вышла в 1976-м, в советском кинопрокате этот фильм шел под название
м 'Доктор Мелузин'.
В 1981-м на экраны вышла картина 'Змеиный яд' ('Hadí jed'), в 1984-м – 'Тень папоротника' ('Stín kapradiny'). В целом Франтишек Влачил снял за свою карьеру более трех десятков картин, в основном, это были драматические фильмы, хотя его творчество вряд ли поддавалось столь простому жанровому разделению.
Его назвали одним из самых 'изысканных стилистов чешского кинематографа', а вообще Влачил казался как бы отдельно стоящей персоной в общей картине чешского кино того времени.
Один из первых и самых известных фильмов Влачила - 'Маркета Лазарова' - в 1999 году был объявлен Европейским кинематографическим жюри 'Лучшим чешским фильмом за всю историю'.
Франтишек Влачил успел узнать об этом, но через несколько дней он, к сожалению, уже умер. Это случилось 28 января 1999 года в Праге.
Известно, что после 1969 году Влачилу было запрещено снимать кино на волнующие его более всего темы. Возможно, именно эта творческая безысходность и стала причиной его алкоголизма; по мнению близких друзей, Влачил сознательно губил сам себя. Впрочем, судьба по-настоящему гениальных людей чаще всего трагична и не вписывается в рамки окружающего их 'обычного' мира. Что же касается Франтишека Влачила, то есть мнение, что многие из тех, кто жил и работал рядом с ним, даже и не поняли, кто жил рядом с ними. 'Это был Иисус Христос в кино', - сказал о нем историк кино Павел Ирас (Pavel Jiras).