Сейчас компания 'Michelin' уверенно лидирует на рынке шин; так, однако, было не всегда – фирма долгое время была лишь одним из лидеров. Радикально изменило ситуацию вмешательство внука основателя компании, Франсуа Мишлена – под его руководством предприятие вышло на принципиально новый уровень.
Франсуа Мишлен – французский предприниматель и бизнесмен, наследник крупного бизнеса. В период с 1955-го по 1999-ый занимал пост генерального директора компании 'Michelin'. Под руководством членов династии компания – основанная еще в 1889-ом дедом Франсуа – стала крупнейшим в мире производителем шин, намертво подмяв под себя рынки Европы и США.
Франсуа Мишлен был адептом римско-католической церкви. Многим он запомнился своим весьма характерным подходом к ведению бизнеса; Мишлен практиковал довольно необычную схему ведения дел, придерживаясь идиосинкразически неиерархического подхода. Управлял своей компанией Франсуа из собственного дома в Клермон-Ферран, что в сельской местности Овернь (Clermont-Ferrand, Auvergne).
Родился Франсуа Мишлен в Клермон-Ферран, Овернь, Франсия. Дед его, Эдуард Мишлен, прославился как основатель фирмы 'Michelin' – известной изначально под названием 'Michelin & Cie'. Сам Франсуа был сыном Этьена Мишлена (Étienne Michelin) и его супруги Маделин Калли (Madeleine Callies). В 10 лет Мишлен стал сиротой.
Получив высшее образование и диплом бакалавра математики, Франсуа примкнул к семейному делу. Устроился в
фамильную компанию Мишлен в 1951-ом, причем начинал он с самых низов. Работая под вымышленным именем, Мишлен постигал секреты деятельности фабричных рабочих – изучая процесс производства с начала. Некоторое время он работал слесарем, затем стал водителем, а после получил должность в отделе продаж и маркетинга. Генеральным директором компании он стал в 1995-ом.
Генеральным директором Франсуа Мишлен оказался весьма и весьма талантливым; его стараниями доля компании на мировом рынке увеличилась изрядно. Бывшая когда-то лишь в первой десятке производителей шин мирового класса, с помощью Франсуа фирма вышла на первое место, уверенно став лучшим производителем шин в мире. Потрудиться для этого Мишлену пришлось изрядно; мужчина активно развивал компанию, занимаясь открытием новых мощностей и захватом новых рынков. Оценить масштаб деятельности Мишлена можно, если узнать, что лишь в период с 1960-го по 1979-ый он организовал открытие 25 новых фабрик по всему миру; одно из его новых предприятий было открыто во Вьетнаме. Определенную роль в успехе Франсуа сыграл и умелый подбор кадров; так, в 1978-ом он нанял известного предпринимателя и 'оптимизат
ора расходов' Карлоса Гона (Carlos Ghosn) для увеличения доли 'Michelin' на рынках Соединенных Штатов. Ключевую роль в захвате американского рынка сыграло приобретение в 1990-ом компании 'Uniroyal Goodrich Tire Co.'; именно после этого 'Michelin' стали основным игроком на американском рынке шин и покрышек. Следует отметить, что на тот период решение это казалось не столь уж однозначно удачным – покупка нового предприятия ввергло 'Michelin' в немалые долги. Франсуа, однако, на своем решении настоял – и не прогадал; компания не только сумела погасить все свои долги, но и серьезно упрочила свои позиции на американском рынке, став фактическим лидером отрасли.
Франсуа Мишлен оказался не только талантливым предпринимателем – фирма его совершила целый ряд интересных технологических открытий. Так, Мишлен стал одним из первых 'провозвестников' радиальных шин – ставших, в том числе и его стараниями, фактическим стандартом изготовления шин в наше время. Были у Франсуа и другие открытия – так, в 1993-ем он представил миру 'зеленую' шину, помогающую автомобилям снизить потребление топлива (и, как следствие, наносимый окружающему миру урон от выхлопов
В работе своей Мишлен придерживался весьма нестандартного подхода; он категорически не интересовался иерархическими вопросами и верил, что должен уделять одинаковое внимание всем своим работникам, вне зависимости от их статуса, должности или социального положения. Кроме того, Франсуа был абсолютно уверен, что в сотрудниках необходимо поддерживать интерес к инновациям. С чисто деловой точки зрения Мишлен большое значение придавал вопросам секретности и конфиденциальности; предприниматель считал, что дела необходимо вести настолько закрыто и аккуратно, насколько это вообще возможно.
В 1999-ом Франсуа Мишлен перестал быть единовластным правителем семейного предприятия – перейдя на должность сопредседателя, он уступил место своему сыну Эдуарду (Édouard Michelin). В 2002-ом Франсуа и вовсе ушел на покой.
В 2003-ем в издательстве 'Lexington Books' была издана его книга 'And Why Not? The Human Person at the Heart of Business'. Известно, что тему эту Мишлен развивал и раньше; так, в 2007-ом на организованной институтом Эктон в Риме (Roma) конференции прозвучал написанный им доклад на эту же тему. Некоторое время Франсуа Мишлен занимал д
олжность вице-президента 'Association Nationale des Sociétés par Actions', вместе с Бертраном Колломбом (Bertrand Collomb) и Эдуардом де Ройе (Edouard de Royère). Когда-то Мишлену предлагали орден Почетного легиона, однако это предложение предприниматель отклонил.
В 1951-ом Франсуа Мишлен женился на Бернадетт Монтань (Bernadette Montagne); брат Бернадетт, Реми Монтань (Rémy Montagne), был политиком и владельцем французского католического издания 'Famille chrétienne'. Детей у Франсуа и Бернадетт было пятеро; один из них, Эдуард Мишлен, погиб на рыбалке в 2006-ом. Проживали Бернадетт и Франсуа в Клермон-Ферране, в семейном поместье; кроме того, у Франсуа была квартира в Париже – и личный вертолет. Супруга Франсуа скончалась в 2013-ом.
Сам Франсуа Мишлен умер 29-го апреля 2015-го в своем доме в Клермон-Ферран; на момент смерти предпринимателю было 88 лет. Президент Франции Франсуа Олланд (François Hollande) назвал Мишлена одним из величайших французских промышленников послевоенной эпохи; президент также отметил, что Мишлен, как никто другой, понимал важность инноваций и долгосрочного промышленного развития.