Испанский оперный певец, чей голос, яркий, звенящий и насыщенный лирико-драматический тенор необыкновенного теплого тембра, поражал слушателей своей выразительностью и классически строгим стилем исполнения. Виньяс считался не только выдающимся интерпретатором вагнеровских ролей – а в его репертуаре были Тристан (Tristan), Парсифаль (Parsifal) и Лоэнгрин (Lohengrin), - но и успешным исполнителем итальянского и французского репертуара.
Франсиско Виньяс родился 27 марта 1863 года в городке Мойя провинции Барселона (Moià, Barcelona). Его родители были крестьянами, и семья отличалась весьма скромным достатком. Франсиско с детства пас коз и овец и помогал священнику в церкви и, видимо, там же изучил зачатки музыкальной теории и основы игры на кларнете. Его отец обладал прекрасным баритоном и, не имея никакого образования, сочинял, тем не менее, собственные песни и поощрял в детях любовь к музыке. В 1879 году 16-летний Виньяс, который к тому времени был уже опытным ткачом, перебрался в Барселону, рассчитывая найти работу на фабрике, и поселился в доме у своей тети. У семьи его отца было небольшое предприятие по торговле восковыми свечами, и с пяти утра до девяти вечера Франсиско был занят в магазине, а с девяти до десяти часов вечера брал уроки музыки. Кроме того, он стал частым гостем театра Эль Буэн Ретиро (El Buen Retiro), где особенное внимание обращал на то, как поют молодые артисты – и пытался это повторить. Сначала он пел интуитивно, баритоном, как и его отец, купив в книжном магазине учебник по вокальному мастерству, но проблема была в том, что баритоном Виньясу петь было некомфортно.
Франсиско отвечал за обеспечение свечами театра Лисеу (Liceu), а когда работа была закончена, оставался за кулисами и слушал репетиции артистов театра. В то время там пели великие теноры, Хулиан Гайарре (Julian Gayarre) и Анджело Мазини (Angelo Masini), и Франсиско начал им подражать.
С помощью Гонсало Тинторера (Gonzalo Tintorer), преподавателя Барселонской консерватории (Barcelona Conservatory), он раскрылся как тенор и разработал голос. К этому времени Виньяс был решительно настроен покинуть свечной магазинчик и посвятить жизнь пению.
Затем случилось непредвиденное. Хуан Гула (Juan Goula), ведущий дирижер Барселоны и Мадрида (Madrid), услышал, как на концерте в консерватории Франсиско поет из 'Фаворитки' (La Favorita) и предложил ему дебютировать в Лисеу с партией Лоэнгрина. Виньяс, разумеется, согласился.
Его дебют состоялся 9 февраля 1888 года, и это б
ыл оглушительный успех, хотя молодой артист очень волновался. Партия Лоэнгрина, между тем, стала его визитной карточкой, Виньяс спел ее более 120 раз за первые три года своей карьеры. Хулиан Гайарре был настолько впечатлен этим выступлением, что подарил Виньясу собственный костюм Лоэнгрина.
В марте 1889-го он отправился выступать в миланский театр Ла Скала (La Scala), хоть и с известными сомнениями – достаточно ли он хорош для величайшей из итальянских опер? Оказалось, что вполне хорош. В следующие два года Виньяс много выступал в Италии (Italy) и добавил к своему репертуару 'Мефистофеля' (Mefistófeles) Арриго Бойто (Arrigo Boito), 'Сельскую честь' (Cavalleria Rusticana) Масканьи (Mascagni) и 'Африканку' (La Africana) Мейербера (Meyerbeer).
За этим последовали выступления в крупнейших театрах Европы (Europe) и Америки (America) – в Ковент-Гардене (Covent Garden) в 1893 и 1895, в нью-йоркском Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera) в 1893-1894, римском театре Констанци (Teatro Constanzi) в 1897-1898 и множество сезонов в неаполитанском Сан Карло (San Carlo). Кроме того, он пел в Валенсии (Valencia), Севилье (Sevilla), Мадриде, Турине (Torino), Генуе (Genoa), Палермо (Palermo), Бостоне (Boston), Филадельфии (Philadelphia), Сент-Луисе (Saint Louis), Чикаго (Chicago), Париже (Paris) и Буэнос-Айресе (Buenos Aires) в 1910 году – это был второй раз, когда Виньяс пересек океан, хотя не любил морские путешествия и испытывал страх перед плаванием.
В 1918 году он ушел со сцены и стал много времени уделять благотворительной деятельности. Во Франкфурте (Frankfurt) врачи диагностировали у него тяжелую болезнь, сделать уже ничего было нельзя, и Франсиско Виньяс вернулся домой, в Мойю, чтобы еще раз увидеть своих близких.
Он умер 14 июля 1933 года от рака легких.
Виньяс был женат на меццо-сопрано Джулии Новелли (Giulia Novelli, 1859-1932), которая была первой исполнительницей партий меццо-сопрано в операх Альберто Франкетти (Alberto Franchetti) 'Азраэль' (Asrael) в 1888 и 'Христофор Колумб' (Christoforo Colombo) в 1892.