Роль Пачеко в создании нового стиля в испанском искусстве чрезвычайно велика, хотя он и не принадлежит к лучшим живописцам XVII столетия. Пачеко был в первую очередь теоретиком и пропагандистом новых идей.
Термином "золотой век" чаще всего обозначают испанскую литературу времени Сервантеса и Лопе де Вега, то есть периода ее величайшего расцвета. Но этот термин вполне правомерно мог быть отнесен и к испанской живописи XVII века, к эпохе Веласкеса, Сурбарана и Мурильо. Правда, "золотой век" литературы н
ачинается несколько раньше и совпадает с апогеем испанского владычества в мире, а в живописи он наступает на полстолетия позже. Расцвет духовных и мистических настроений в литературе, комедия, плутовской роман - все это многообразие завершается со смертью Лопе де Вега в 1635 году. Это был период тво
рческой зрелости Веласкеса и Сурбарана, он совпадает с правлением страстного любителя живописи короля Филиппа IV, который собирает при своем дворе лучших мастеров Испании. Период расцвета испанской живописи практически завершается в 60-е годы XVII века, когда умирают Веласкес (1660), Сурбаран (ок. 1
664), Алонсо Кано (1667). Лишь Мурильо продолжает работать до 1682 года, углубляя и развивая традиции своих старших современников.
Но создателями и творцами "золотого века" испанской живописи были не только мастера высочайшего класса - гении, но и художники среднего звена - талантливые трудолюбив
ые труженики. К последним можно отнести и живописца, рисовальщика, теоретика искусства и поэта Франсиско Пачеко.
Роль Пачеко в создании нового стиля в испанском искусстве чрезвычайно велика, хотя он и не принадлежит к лучшим живописцам XVII столетия. Пачеко был в первую очередь теоретиком и пропа
гандистом новых идей. Его дом в Севилье, где собирались не только художники, но многие выдающиеся умы Испании, современники называли академией. Среди тех, кто дружил с Пачеко или посещал его регулярно, нужно назвать в первую очередь писателей и поэтов - Сервантеса, Эрнандо де Эррера и других. Бывали
у него и археолог Родриго Каро, и ученые - лингвист Арготе де Молино, историк Ариас Монтано, теоретик искусства Пабло де Сеспедес. Словом, Пачеко создал в своем доке ту высокообразованную культурную среду, которая была столь необходима испанскому обществу.
Сын моряка, племянник монаха-гуманиста
из Севильи, Пачеко родился в небольшом городке в провинции Кадис. , После учебы в Севилье у Л. Фернандеса он совершает путешествие во Францию. В 1611 году он посещает королевский двор и основывает в Севилье собственную живописную мастерскую. Здесь вплоть до 1617 года учился великий Веласкес, ставший
зятем Пачеко. Именно в доме Пачеко Веласкес получил те разнообразные знания, которые впоследствии, во время его службы у короля, позволили ему прослыть культурнейшим и высокообразованным человеком. Из мастерской Пачеко также вышел Алонсо Кано, здесь же, возможно, некоторое время обучался Сурбаран.
Пачеко, видимо, с самых первых шагов в искусстве имел склонность к теоретической деятельности. Его знаменитая книга "Искусство живописи", увидевшая свет только в 1649 году, но практически полностью написанная в 1622, стала итогом его многолетней практики живописца и педагога. Авторитет Дачеко как
знатока искусства был велик. Об этом свидетельствует тот факт, что Пачеко с 1618 года состоял на службе у инквизиции в качестве цензора по вопросам искусства.
Книга Пачеко представляет интерес со многих точек зрения. Во-первых, она является источником многих фактов биографии Веласкеса. Во-вторых
, она излагает практическую сторону живописного ремесла того времени. И в-третьих, свидетельствует о борьбе отживающего свой век романизма (подражания итальянским мастерам позднего Возрождения) с реалистическими тенденциями, которые все более завоевывают популярность в среде художников. В этой книге
сочетаются традиционность художественного мышления и в то же время приверженность передовым идеям, которые мастер выдвигает в качестве основ. Важнейшее значение придает Пачеко работе с натуры, что шло вразрез с основной идеей романизма о подражании образцам. Он пишет: "Мне кажется, что одетый манек
ен, как мертвая природа, не может заменить живой натуры, которую я и предпочитаю, и если бы мог иметь ее всегда и во всякое время не только для изображения голов, обнаженных тел, рук, ног, но также и для правильного изображения складок сукна и шелка и всего остального, то было бы весьма хорошо". Дал
ее он признает Караваджо "великим подражателем природе". Известно, сколь велика роль Караваджо в сложении реалистического искусства XVII столетия. Пачеко выполнял роль проводника караваджизма на испанской почве, открывая перед своими учениками новые пути в искусстве.
В своей живописи Пачеко более
далек от идей романизма, чем в теории. Об этом свидетельствуют уже ранние его произведения, в которых превалируют реалистические черты (серия картин из жизни св. Педро Ноласко для монастыря Ла Мерсед Кальсада в Севилье, 1600-1601).
Огромное значение для художника имел его визит в 1611 году в Тол
едо и Мадрид. В первом городе он познакомился с творчеством Эль Греко, а во втором - с богатейшими королевскими коллекциями. Там же, видимо, им были получены очень важные уроки живописного мастерства, так как по возвращении в Севилью живопись его становится увереннее и свободнее. Это видно по одной
из его самых известных картин - "Св. Себастьян" (1616), написанной по заказу госпиталя. Она изображает святого в больнице, возлежащим на кровати с чашей в руке. Рядом в виде монастырской сиделки изображена св. Ирина. Изображение имеет самый прозаический характер, и только сцена мученичества святого
в окне комнаты напоминает о том, что перед нами религиозная композиция. Контрастная манера живописи напоминает произведения Эль Греко.
По свидетельству самого художника, им (до 1647 года) было написано более ста шестидесяти портретов. Часть из них вошла в не оконченную им книгу изображений севиль
ских знаменитостей его времени, которую высоко оценили современники. Поэт Кеведо писал: "Для твоей славы, Севилья, ученый, знаток и виртуоз искусным карандашом выполнил эти рисунки, которые так почитаемы всеми народами. Их хвалят не за красочность, а за то, что с помощью угля и карандаша Пачеко суме
л придать им не только сходство, но вложить в них душу и жизнь".
Сам художник называет портрет "хитроумным изобретением" и одним из сложнейших жанров живописи. Он считает, что портрет должен быть не только похож на модель, но и хорошо написан. Такие произведения Пачеко, как "Портрет кавалера орде
на Сантьяго" (1626, Нью-Йорк, частное собрание), вполне отвечают этим требованиям.
Пачеко, жизнь которого объединяет две эпохи в испанской живописи, умер в девяностолетнем возрасте в Севилье. Он был эрудитом и блестящим оратором, ученым и поэтом, а в живописи соединил два разных принципа: подража