Франк Андерсен родился в 1953 году в Копенгагене. В 1971-м был принят в труппу Датского королевского балета (RDB), где танцевал главные партии классического и современного репертуара. Руководящую деятельность начал с директорства в "Мировом турне Августа Бурнонвиля" (1976-1985). Дважды возглавлял RDB (1985-1994; 2002-2006). Был директором Шведского королевского балета (1995-1999). Известен как постановщик балетов Августа Бурнонвиля. Среди последних работ Андерсена - "Сильфида" в Национальной опере "Эстония" и "Неаполь" в Национальном балете Кубы.
27 марта в Москве начнется знойное итальянское лето - Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко покажет премьеру балета "Неаполь". Шедевр Августа Бурнонвиля, датированный 1842 годом, ставит знаменитый танцовщик и хореограф Франк Андерсен. Обаяние гостя из Дании оценила обозреватель "Известий".
вопрос: Почему вы предложили "Стасику" именно "Неаполь"?
-ответ: Это увлекательнейшая история - трогательная, светлая. Кроме того, "Неаполь" - большой балет, где занята масса народа. А в России, я знаю, обожают истории и любят масштабы.
в: Что станет удовольствием для зрителя, понятно. А чем порадуете артистов?
-о: У них появится новый ориентир, отличный повод для совершенствования. "Неаполь" с его сложнейшими па - для русских и выбор, и вызов. Из балетов Бурнонвиля они хорошо знают "Сильфиду". Я тоже люблю этот балет. Но если вечно исполнять "Сильфиду", можно заснуть, а потом и вовсе умереть.
в: В "Сильфиде" мужчины танцуют в шотландских юбках - килтах. Один наш знаменитый танцовщик жалуется, что ему дует между ног. А каково вам было в килте?
-о: У меня не было сложностей. Единственное - женщинам очень хотелось узнать, что же там под килтом...
в: Наряду с танцами в "Неаполе" много пантомимы. Но русские танцовщики не очень хорошо разговаривают руками. Как вы решаете эту проблему?
-о: Пантомима должна быть совершенно естественной - как в жизни. Поэтому говорю артистам: "Представьте себе - вы идете по Тверской, встретили знакомую девушку и у вас завязался разговор: о, дорогая, как я рад тебя видеть! Ты потрясающе выглядишь, дай я тебя поцелую. Хочешь кофе? Неподалеку есть отличное местечко..." Чтобы это сказать, необязательно напоминать регулировщика на перекрестке.
в: Вы любите повторять: "Труппа хороша настолько, насколько хорош самый плохой ее танцовщик". Насколько устраивает вас балет "Стасика"?
-о: Я пока не встречал здесь плохих танцовщиков. Проблемы, с которыми я столкнулся, заключались не в ногах, а в голове. Были люди, которые не понимали, чего я от них хочу. А для меня очень важно, чтобы каждый человек знал, что он делает и для чего. В театре Станиславского я работаю по системе Станиславского: объясняю сначала общую задачу, а затем конкретную для каждого участника спектакля.
в: В вашей жизни чередуются периоды ответственности и свободы. То вы руководите театрами, то - как сейчас - работаете вольным художником. Не можете себя найти?
-о: Я люблю менять род деятельности. 26 лет жизни я отдал директорству, и мне нравилось заниматься театральным строительством. А благодаря поездкам по миру в качестве постановщика я открыл для себя удивительные вещи. Я, например, не предполагал, что во Вьетнаме такая хорошая балетная труппа. Казалось бы - бедная страна, ей не до танца. Но вьетнамскому балету уже 49 лет, а театр в Ханое - точная копия здания Парижской оперы. Люблю Китай - там чувствуешь ход истории. Подобные же ощущения испытываю на Красной площади, когда вижу Кремль, куранты, собор Василия Блаженного...
в: У вас просто-таки государственное мышление.
-о: Неужели? Я польщен. Самое интересное, что я действительно чувствую себя послом доброй воли. 515 лет назад наши страны подписали договор о дружбе и сотрудничестве. И никогда не воевали. Наш "Неаполь" - еще один кирпичик в мост дружбы между Россией и Данией.
в: А свои первые впечатления о России вы помните?
-о: Они связаны с танцем. Летом 1973 года с Датским королевским балетом я побывал в Ленинграде, смотрел спектакли Кировского балета. Меня поразил танец Михаила Барышникова и Юрия Соловьева (солист Кировского театра. В 1977 году покончил жизнь самоубийством. - "Известия"). И я загорелся идеей пройти курс усовершенствования в Кировском театре. Полгода копил деньги и в феврале 1974-го приехал на стажировку. Занимался в одном классе с Мишей и Юрой. Это было счастьем... Я вернулся домой, а в июне Барышников остался в Канаде. С тех пор мы часто видимся. В прошлом августе Миша был в Копенгагене, и мы поужинали у нас дома. По сравнению с 1973 годом он уменьшился в росте, но не потерял ни грамма обаяния.
в: Ханс Кристиан Андерсен вам не родственник?
-о: Мечтал бы сказать, что да, но, к сожалению, это не так. Андерсен в Дании - как Иванов в России. С одной стороны, это хорошо - чувствуешь себя в одной семье. Но для артистической карьеры надо что-то более необычное. Поэтому мой сын Себастьян (солист Датского королевского балета. - "Известия") носит фамилию матери - Клоборг.
в: Наша газета писала, что королева Дании Маргрете стала автором костюмов для балета "Снегурочка". Она часто бывает в балете?
-о: Очень часто. Королева - патронесса Датского королевского балета. Но балет для нее не только почетная обязанность. Это ее любовь. Помню, в программе одного из фестивалей, посвященных Бурнонвилю, было девять спектаклей, и она приходила на каждый. В один из дней ей пришлось уехать на открытие выставки в Париже, но уже к вечеру она вернулась в Копенгаген на балет.
в: Не будь она королевой, стала бы балериной?
-о: Вполне возможно. Моя жена Эва дает ей уроки классического танца. Уже 25 лет, каждую неделю. Королева не пропустила ни одного занятия. Эва сейчас в Москве, помогает мне в постановке. На днях она летала в Копенгаген, чтобы позаниматься с королевой. Жена говорит, что в танце ее величество очень грациозна, у нее красивые руки. Я не перестаю восхищаться нашей патронессой.
в: Королева вам тоже симпатизирует. Она ведь посвятила вас в рыцари?
-о: Берите выше. Я командор Датского флага. Это высшее рыцарство. В Дании всего тысяча человек носят этот титул. Но я не отношу его исключительно к своим личным заслугам. Это признание работы всей нашей труппы.
в: У командора есть особые привилегии?
-о: Увы. Никаких наследственных, имущественных и прочих привилегий это звание не дает. Есть знак отличия, его можно носить на груди. Но не каждый день - только на свадьбы, похороны и королевские приемы. И раз в год всех датских командоров собирают на торжественный ужин с участием королевы.
в: Еще кто-нибудь из членов августейшей семьи берет уроки балета?
-о: Нет. Как и ваши лидеры, они предпочитают спорт. Если президент Медведев и премьер Путин захотят, я мог бы дать им пару балетных уроков. И в нашем спектакле для них найдутся роли...
в: У вас замечательное чувство юмора. Вы, наверное, обожаете всевозможные "приколы"? Как ваш любимый герой Пэк из "Сна в летнюю ночь"...
-о: Эта роль мне действительно близка. И я благодарен Джону Ноймайеру - он, кстати, крестный отец моего сына - за возможность ее исполнить. Я люблю шутки и розыгрыши. Хотя не всем нравится мой юмор, особенно черный. В Швеции, например, мне приходилось защищаться: "Стоп, ребята, не бейте меня, я просто пошутил!". Слава богу, что в России меня понимают...