Франческо Пармиджанино (Parmigianino; собственное Маццола, Mazzola) родился 11 января 1503 года в Парме, умер 24 августа 1540 года в Касальмаджоре, Ломбардия.
Сложился под влиянием Корреджо. Уже для ранних произведений Пармиджанино (фрески в церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме, 1522; «Автопортрет в выпуклом зеркале», 1524, Художественно-исторический музей, Вена) характерны удлинённые пропорции фигур, неожиданные ракурсы, оптические эффекты.
По-св
оему переосмыслив творчество Микеланджело и Рафаэля, Пармиджанино стал одним из ведущих представителей маньеризма; его изысканно-грациозный рисунок и колорит, основанный преимущественно на сочетаниях блёклых и металлически-резких тонов, служат воплощению отрешённого от жизни идеала, загадочной, холо
дно-чувственной красоты.
Портреты Пармиджанино, сыгравшие значительную роль в развитии субъективно-эмоционального направления в этом жанре, проникнуты духом аристократической замкнутости и глубокой внутренней тревоги.
Виртуозное мастерство Пармиджанино проявилось также в его многочисленных ри