Постановка оперы "Астианакс" Бонончини стала роковой в соперничестве двух звезд. Если до этого борьба между ними велась в основном "руками" поклонников и сводилась к взаимному освистыванию на представлениях, "поливанию" друг друга в прессе, то на премьере нового сочинения Бонончини она перешла в "физическую" стадию.
В этом году исполнЯетсЯ 300 лет со дня рождения двух выдающихся итальянских певиц Франчески Куццони (сопрано) и Фаустины Бордони (меццо-сопрано). Женщинам, тем более примадоннам, свойственно скрывать свой возраст. Возможно, это обстоятельство или что-то другое (теперь уже не важно) помешало историкам искусства установить точную дату их рождения. В некоторых источниках временем появления на свет оперных див считаются 1696 и 1695 годы соответственно, но по наиболее распространенной версии это 1700 год, что дает нам прекрасный повод вспомнить о них, ибо история взаимоотношения певиц занимательна и ярко характеризует нравы, царившие в те годы на оперных подмостках.
Уроженка Пармы, ФранЧеска родилась в небогатой семье скрипача Анджело Куццони. Дебютировала в родном городе в 1716-м. С всевозрастающим успехом выступала в Болонье, Венеции, Сиене. Некрасивая, обладавшая несносным характером, певица тем не менее покоряла публику своим темпераментом, красотой тембра, неподражаемой кантиленой в исполнении адажио. Наконец в 1722-м примадонна получает приглашение от Георга Фридриха Генделя и его компаньона импресарио Иоганна Хейдеггера выступить в лондонском "Кингс-тиэтре".
Немецкий гений, прочно обосновавшийся в английской столице, пытается завоевать туманный Альбион своими итальянскими операми. Он руководит Королевской академией музыки (призванной пропагандировать итальянскую оперу) и соперничает с итальянцем Джованни Бонончини. Желание заполучить Куццони так велико, что за ней в Италию даже посылают клавесиниста театра Пьетро Джузеппе Сандони. По дороге в Лондон у Франчески и ее спутника завязывается роман, приведший к скорому браку. Наконец 29 декабря 1722-го "Британский журнал" извещает о скором прибытии новоиспеченной Куццони-Сандони в Англию, не забыв при этом сообщить ее гонорар за сезон, составляющий 1500 фунтов (в действительности примадонна получила 2000).
12 января 1723 года состоялся лондонский дебют певицы в мировой премьере оперы Генделя "Оттон, король Германский". Среди партнеров Франчески по этой премьере отметим знаменитого итальянского кастрата Сенезино, в дальнейшем часто выступавшего вместе с ней.
Успех был триумфальным. Число поклонников Куццони росло с каждым следующим спектаклем. Правда, ее скандальность и строптивость были известны всем, но Гендель и сам обладал достаточной решительностью. Однажды, когда примадонна не пожелала исполнять арию из "Оттона" так, как предписывал композитор, тому пришлось даже применить к ней физическую силу, пригрозив выбросить в окно.
Между тем КоролевскаЯ академия постоянно ищет новых звезд. Тем более что Франческа летом 1725-го родила дочь и ее участие в наступающем сезоне оказалось под вопросом. Гендель отправляется в Вену ко двору императора Карла VI. Здесь все с ума сходят по другой итальянке - Фаустине Бордони. Композитору удается заключить с ней контрак
т, предложив на 500 фунтов больше, чем Куццони. Лондонские газеты полнятся слухами о новой примадонне.
Фаустина Бордони родилась в знатной венецианской семье. Получила прекрасное образование. Сенсационный дебют на сцене в 1716-м в Венеции на мировой премьере оперы "Ариоданте" Карло Франческо Поллароло сделал ее известной. После успешных выступлений в родном городе Фаустина повергает к своим ногам Флоренцию, Неаполь, Рим, Болонью и другие города Италии. В 1723-м она триумфально гастролирует в Мюнхене, в 1724-1726 годах ей рукоплещет Вена. Гонорары звезды баснословны (15 000 гульденов в год). В отличие от Куццони она красива, аристократична. Несмотря на ограниченный диапазон, ее голос поражал подвижностью, мастерством владения колоратурой, чистотой дикции. Поклонники называют ее "новой сиреной".
Заполучив в лице Бордони новый "бриллиант", Гендель получил и новые проблемы. Как совместить на сцене двух примадонн? Ведь нравы Куццони известны, да и публика, разделившись на два лагеря, подольет масла в огонь. Все это предвидит композитор, сочиняя свою новую оперу "Александр", где должны сойтись на сцене Франческа и Фаустина (для которой это к тому же и лондонский дебют). Для будущих соперниц предназначены две равноценные роли жен Александра Македонского Лизауры и Роксаны. Мало того, число арий должно быть равно, в дуэтах они должны солировать попеременно. И не дай Бог, чтобы равновесие было нарушено!
Знаменательное событие происходит 5 мая 1726 года. Премьера "Александра" имеет оглушительный успех (достаточно сказать, что в первый месяц опера выдержала 14 представлений). Заглавную партию исполнял Сенезино. Обе примадонны на вершине славы. Можно с уверенностью констатировать, что такого трио еще не знала оперная сцена. Однако сбылись худшие предположения Генделя. Одаренные спортивным азартом, англичане образовали-таки два лагеря непримиримых поклонников примадонн.
В течение года борьба не выходила за рамки приличий. Певицы продолжали успешно выступать. Но очередной сезон начался с большими трудностями. Во-первых, Сенезино, которому надоело быть в тени соперничества примадонн, сказался больным и уехал на континент. Во-вторых, немыслимые гонорары звезд пошатнули материальное положение дирекции Академии. Постановка оперы "Астианакс" Бонончини стала роковой в соперничестве двух звезд. Если до этого борьба между ними велась в основном "руками" поклонников и сводилась к взаимному освистыванию на представлениях, "поливанию" друг друга в прессе, то на премьере нового сочинения Бонончини она перешла в "физическую" стадию.
Опишем подробнее эту скандальную премьеру, состоявшуюся 6 июня 1727-го в присутствии супруги принца Уэльсского Каролины. После традиционного освистывания враждующие стороны в публике перешли к "кошачьему концерту" и другим малопристойным вещам; нервы примадонн не выдержали... Они вцепились друг в дру
га. Началась форменная женская драка с царапаньем, визгом, тасканием за волосы. Окровавленные тигрицы лупили друг друга почем зря. Скандал был настолько велик, что привел к закрытию оперного сезона.
Еще одно событие ускорило конец оперной антрепризы. Ирония судьбы заключается в том, что вышеупомянутый скандал послужил одной из причин создания знаменитой "Оперы нищих" Д. Гея и И. К. Пепуша (1728), являющейся пародией не только на засилие итальянщины, но и на конфликт между примадоннами (знаменитый дуэт-перебранка Полли и Люси - лучшее тому доказательство). В свою очередь, "Опера нищих" легла в основу знаменитой "Трехгрошовой оперы" Вайля-Брехта, появившейся 200 лет спустя, в 1928 году. Если же вернуться в XVIII век, то можно констатировать: огромный успех "Оперы нищих" лишил итальянскую оперу многих почитателей, ускорив закрытие Академии.
Обе примадонны покидают Лондон в 1728 году, их пути расходятся. Куццони продолжает свою суматошную и полную скандалов карьеру на родине в Венеции, затем снова появляется в Вене (где не удержалась из-за непомерных денежных аппетитов), в 1734-1737 годах ее опять можно услышать в Лондоне в труппе знаменитого композитора Никола Порпоры. Вокруг нее всегда множество слухов (вплоть до убийства мужа). В Голландии она попадает в долговую тюрьму, откуда ее выпускают по вечерам для выступлений в театре, гонорар за которые идет в счет погашения долгов. Умерла она в Болонье (1770), в абсолютной нищете, зарабатывая в последние годы изготовлением пуговиц.
Совсем другая судьба у Бордони. После Лондона она с успехом гастролирует в Париже, затем оказывается в Милане и, наконец, возвращается в Венецию. Здесь в 1730 году она знакомится с немецким композитором Иоганном Адольфом Хассе, работавшим в Венеции капельмейстером. В том же году она выходит за него замуж. Молодая пара в 1731 году уезжает в Дрезден, ко двору курфюрста саксонского Августа II Сильного. Начинается немецкий период жизни и творчества знаменитой примадонны.
Преуспевающий муж, хорошо овладевший искусством услаждать слух публики, пишет оперу за оперой (всего 56), жена поет в них. Данное "предприятие" приносит огромный доход (по 6000 талеров в год каждому). В 1734-1763 годах, в период правления Августа III (сына Августа Сильного), Хассе является бессменным капельмейстером Итальянской оперы в Дрездене. Мастерство Фаустины продолжает вызывать восхищение. Ею восторгается Фридрих Великий, ее исполнительское искусство ценил великий Бах, с которым чету связывала дружба.
В 1751 году певица, находясь в полном расцвете творческих сил, покинула сцену, посвятив себя семейным и светским заботам (у нее было пятеро детей). После смерти Августа III в 1764 году супруги поселяются в Вене, а в 1773-м уезжают в Венецию. Слава постепенно уходила от них. Фаустина скончалась в 1781-м, ее муж спустя два года. Их смерть прошла почти незамеченной...