Он был автором приблизительно 3000 оригинальных работ, в основном, в области вокальной музыки. Некоторые из его песен в свое время исполнялись повсюду и заняли более или менее постоянное место в популярном репертуаре. На протяжении всей своей жизни Абт был известным хоровым дирижером, и в последние 30 лет он проводил большую часть времени, работая в качестве приглашенного дирижера с хорами по всей Европе (Europe) и в Соединенных Штатах (United States).
Франц Абт родился 22 декабря 1819 года в Айленбурге (Eilenburg), небольшом городке в прусской Саксонии (Saxony), и обнаружил музыкальный талант в раннем детстве. Его отец был священником и талантливым пианистом, и именно он дал Францу его первые уроки музыки. Как и его отец, Франц интересовался не только музыкой, но и богословием.
Окончив школу Святого Томаса (Thomasschule) в Лейпциге (Leipzig), старинную школу-интернат, основанную в 1212 году и славящуюся знаменитым хором мальчиков 'Thomanerchor', Абт стал студентом Лейпцигского Университета, намереваясь стать священником. Еще в школе Франц подружился с Альбертом Лорцингом (Albert Lortzing), Феликсом Мендельсоном (Felix Mendelssohn) и Робертом Шуманом (Robert Schumann).
После смерти отца в 1837 году Абт отказался от изучения теологии и решил полностью посвятить себя музыке. Именно в это время он начал писать и публиковать музыкальные произведения, в основном, фортепианные пьесы, написанные для исполнения в салонах Лейпцига.
В 1841 году он стал капельмейстером в Бернбурге (Bernburg), но чуть позже в том же году перебрался в Цюрих (Zurich), где стал очень популярным хормейстером, часто дирижируя исполнением своих собственных работ. В Цюрихе Абт по очереди руководил практически всеми многочисленными хоровыми обществами города, часто занимая с ними призовые места на конкурсах.
В 1852 году он вернулся в Германию (Germany), чтобы занять должность музыкального руководителя придворного театра в Брауншвейге (Braunschweig), и оставался там до 1882 года. Во время своей работы в Брауншвейге Абт продолжал выступать в качестве хорового дирижера.
В 1855 году он был назначен директором капеллы дворца Хофбург (Hofburg), официальной резиденции австрийской императорской фамилии, и оставался на этой должности несколько лет. Его также часто приглашали для руководства хорами во многие европейские столицы, начиная с 50-х годов 19-го века и вплоть до начала 80-х. На тот момент Абт уже обладал широким признанием и международной репутацией. Так, в 1872 году он совершил гастрольную поездку по Соединенным Штатам, и встречали его там с восторженным энтузиазмом – и публика, и музыкальные критики.
Увы, к 1882 году плотный график его выступлений довел композитора до состояния болезни, Франц Абт был вынужден уйти в отставку и переехал в Висбаден (Wiesbaden), где и умер 31 марта 1885 года.
Сочинения Франца Абта насчитывают более 600 тетрадей, состоящих приблизительно их 3000 отдельных произведений. В первую очередь, он был успешным композитором в области вокальной музыки, и особенно плодовит в создании вокальных произведений для мужских хоров, которым, по его мнению, очень не хватало в то время достойного репертуара. И действительно, наибольшие успехи Франца Абта в Германии и Швейцарии (Switzerland) были связаны с вокальными произведениями для мужских голосов. Он также был весьма успешен в создании музыки для смешанных коллективов, выступавших а капелла и в сопровождении фортепиано или камерного оркестра. Кроме того. Абт написал множество очень популярных песен для исполнения соло и небольшими группами, а также несколько песен для детей.
Композиционный стиль Франца Абта привлекает подвижностью и легкостью, что было важно для такой популярной формы, как песня, но не претендует на глубину и индивидуальность. Многие из его песен в свое время исполнялись повсюду, а благодаря простоте и мелодичному стилю некоторые из них, например 'Wenn die Schwalben heimwärts ziehn' и 'Die stille Wasserrose', можно было легко принять за подлинные народные песни.
Интересно, что перу композитора принадлежат также три оперы, 'Des Königs Scharfschütz', 'Die Hauptprobe' и 'Reisebekanntschaften'. Однако оперы Абта, как и его пьесы для фортепиано, никогда не имели такой популярности, как вокальные произведения.