Римский политик и ученый, оставивший значительный след в европейской культуре. Кассиодор родился в южной Италии, в семье с сирийскими корнями, имевшей большое поместье в Калабрии.
Римский политик и ученый, оставивший значительный след в европейской культуре. Кассиодор родился в южной Италии, в семье с сирийскими корнями, имевшей большое поместье в Калабрии. Его отец занимал должность префекта претория при Теодорихе, короле готов, и Кассиодор повторил карьеру отца. В 514 он сд
елался консулом; в должности magister officiorum (руководителя служб), которую Кассиодор занимал между 523 и 527, он стал преемником Боэция, казненного в 524. В 533 Кассиодор стал префектом претория при короле Аталарихе. Около 537 он ушел в отставку, сохранив дружеские отношения с королем готов Вити
гом.
В 540 византийцы заняли Равенну, Витиг был пленником увезен в Константинополь. Возможно, Кассиодор последовал за Витигом. К 550 он, несомненно, считался уже одним из влиятельнейших людей Константинополя, главой тамошней италийской общины. Несколько лет спустя, когда Юстиниан замирил и реорган
изовал Италию, Кассиодор возвратился домой, однако в политику не вернулся. Еще в 535 он вместе с папой Агапетом предпринял завершившуюся неудачей попытку создать в Риме христианское высшее учебное заведение. Начиная с 538 Кассиодор все больше отдавал себя религии. После 554 он основал в своем родово
м имении религиозную общину Виварий. По своему значению этот монастырь в 6 в. уступал только общине св.Бенедикта. Для Вивария был характерен упор на интеллектуальные занятия. Хотя после 7 в. монастырь Виварий прекратил существование, он сыграл чрезвычайно важную роль: здесь был сделан почин по сохра
нению античных и ранних христианских сочинений; кроме того, он служил образцом монашеской жизни и повлиял на устав бенедиктинцев.
Первым литературным трудом Кассиодора был краткий свод истории Рима (Хроника ), доведенный до 519 н.э. Затем последовал большой труд по истории готов, где отразились по
литические убеждения Кассиодора, мечтавшего о налаживании сотрудничества готов и римлян. Основная часть этой книги была написана до 534, но, судя по всему, Кассиодор продолжал писать ее вплоть до 551. Эта работа утрачена, но в 551 готский историк Иордан обобщил ее содержание в краткой Истории готов
. В 538, выйдя в отставку, Кассиодор собрал и издал под заголовком Смесь (Variae ) наиболее существенные письма и эдикты, написанные им по поручению готских королей.
В период Вивария Кассиодор уделял много внимания проблеме надлежащего образования своих монахов как в религии, так и в светской обла
сти. С этой целью он написал Основы божественных и светских наук (Institutiones divinarum et saecularium litterarum ) в двух книгах. Вторая книга посвящена свободным искусствам, а первая – истолкованию Библии и изучению Отцов церкви. К этому трактату прилагалось рассуждение об орфографии. Кассиодор
написал комментарий к Псалмам, где прибег к методам античной филологии, а также трактат о душе. Кроме того, он организовал перевод на латынь греческих книг, в том числе Иудейских древностей Иосифа Флавия и Трехчастной истории (Historia tripartita ), истории церкви с 306 по 439 н.э., составленной по