Fish Большинству любителей интеллектуальной музыки известна нео-проговая группа Marillion, образовавшаяся в самом конце 70-х годов в Англии.
В первой половине творческой деятельности группы ее «лицом» был певец и поэт шотландского происхождения, известный под псевдонимом FISH (Рыба), а на самом деле носящий звучное имя Дерек Уильям Дик (Derek William Dick, род. 25 апреля 1958 года). Он покинул Marillion 12 сентября 1988 года. Что стало с
музыкой группы под несомненным влиянием (отрицательным или положительным, каждый решает для себя сам) нового поэта певца Стива Хогарта, всем достаточно хорошо известно. А вот что же поделывает старый фронтмен ныне, у нас в стране знают намного меньше меломанов. И зря, ведь его творчество не только
не скатилось в поп-рок, но наоборот, постоянно находится в развитии, как и непоседливая натура Фиша - в поиске. Тем более, что последние два альбома, вышедшие в 1999-м и нынешнем году, говорят о том, что у певца с Большим сердцем открылось второе дыхание. Думаю, будет не лишним упомянуть, что за сво
ю сольную карьеру Фиш сотрудничал со многими известными музыкантами. Назовем некоторых из них: это Яник Герц, отыгравший на нескольких вещах первого сольника Фиша «Vigill in a vilderness of mirrors» (позже он стал постоянным и ныне действующим гитаристом Iron Maiden), музыканты из Sensational Alex H
arvey Band, Тони Бэнкс из Genesis, известная певица Сэм Браун. Но, наверное, самым важным для него оказалась совместная работа с гитаристом прогрессив-группы Porcupine Tree - Стивеном Уилсоном. Именно его жесткая и виртуозная манера игры придала характерную окраску таким сильным работам музыканта, к
ак «Sunsets On Empire» и «Raingods With Zippos». Но вернемся к истории. Первый альбом Фиша вышел на крупнейшем музыкальном лейбле EMI в 1990 году. В него вошли песни, написанные в период с 1989 по 1990 год. Этот сольник можно порекомендовать в первую очередь любителям старой группы музыканта, Мarill
ion. И все же, несмотря на некоторое сходство, это уже был именно Fish, Fish сам в себе, а не старое содержимое под новым, более коротким названием. Певец ввел элементы родного фолка, а именно волынки, флейты, что придало музыке очень характерную окраску. Открывает альбом великолепная, длящаяся почт
и 10 минут, песня «Vigil». Взвинченная, глубоко философская и обращенная к слушателям, она очень удачно занимает почетное первое место. Более коммерческая, слегка мажорная по звучанию «Big Wedge» расслабляет вас перед серьёзной и размеренной, с политическим текстом, «State of mind». А четвертым номе
ром идёт вторая жемчужина диска, «The Company», крайне удачно передающая настроение мрачного застолья. Эта песня дала название фэн-клубу певца, и, честно говоря, лучший вариант трудно придумать. «Gentlemen Excuse Me»- нежная мягкая баллада, а вот «The Voyeur» - очередная монетка в копилку шедевров п
евца. Напористая и быстрая, циничная до предела, она посвящена тем многочисленным проблемам цивилизации, которые мы видим каждый день по телевизору, и к которым, сами того не замечая, успели привыкнуть. «Family Business» и «View from the Hill», с яркой игрой Яника Герца, тоже являются заметными комп
озициями, равно, как и закрывающая CD баллада «Cliché», безумно романтичная и щемяще-грустная. Сами Мarillion в ту пору переживали не лучшие творческие времена. Выпустив очень достойный диск «Seasons End» в 1989 году, они готовились к следующему, чисто коммерческому опусу, «Holidays in Eden». Ф
иш же не искал легких путей, и вышедший в 1991 году альбом «Internal Exile» во многом можно назвать экспериментальным. Диск был издан на Polydor, так как Фиш поссорился с лейблом EMI. Девиз нового альбома звучал предельно просто: да здравствует Шотландия! Несомненное сокровище диска - первая песня,
«Shadowplay». Мрачная и эмоционально накаленная, пожалуй, что и самая «проговая» на альбоме, она крайне удачно передает эстафету своего настроения циничной «Credo», являющейся, в свою очередь, своего рода продолжением «The Voyeur» с первого сольника. Одноименная с альбомом, заглавная вещь, вместе с
энергичной «Lucky», просто не могут не понравиться слушателю благодаря обращению к шотландской народной музыке, с обильной игрой на волынке и очень подходящими текстами. Нельзя не упомянуть тот факт, что на синглах вышло еще две песни, не вошедшие в альбом: это «Poet's Moon», которую можно назвать о
дной из лучших вещей Фиша, и раздумчивая «Carnival Man», которая так же была бы достойна оказаться на альбоме не в последнюю очередь. Так что наш совет: покупайте ремастеры всех альбомов певца, вышедшие на Roadrunner Records. Это позволит вам убить двух зайцев сразу: получить отличный звук, плюс нес
колько прекрасных песен, которые вы раньше вряд ли слышали. Но, видимо кризис подступил и к нашему герою. Сии настроения и вылились в альбоме 1993 года «Songs From the Mirror». Диск целиком состоит из кавер версий различных исполнителей, от Pink Floyd и Moody Blues до Genesis и Дэвида Боуи. К сожале
нию, большинство песен переиграны не очень-то интересно и просто вяло, так что этот альбом можно посоветовать к прослушиванию в последнюю очередь. Стоит признать, что этот альбом был выпущен сугубо для завершения контракта с Polydor'ом, который, как и большинство лейблов-мажоров, сильно давил на пев
ца. Решив больше не связываться с мажорными лейблами, Фиш купил собственную студию и открыл собственную компанию, The Dick Brothers Record Company, на которой и выпустил в 1994 году альбом «Suits». Открывает пластинку очень энергичная, «приправленная"»шумом грозы, и обращенная к истории Шотландии пе
сня «Mr 1470», которая уступает место меланхоличной «Lady Let It Lie». Помимо этих двух композиций, стоит отметить «Somebody Special», пятый трек диска: вещица агрессивная и в смысловом плане однозначно уводящая нас во времена мариллионовского «Clutching At Straws». Но подлинными изюминками альбома
являются закрывающие «Bandwagon» и «Raw Meat». Вещи грустные, умные и очень откровенные. Великолепны и оба бонуса ремастированого издания (до этого эти песни были доступны лишь на японской версии CD): атмосферная, эпическая «Black Canal» и жесткая, но при этом фолковая «Out Of My Life». Параллельно
выпущенный Marillion знаменитый «Brave» выглядит слабее и надуманнее. Впрочем, не в последнюю очередь «Suits» выигрывает именно из за бонус-треков, не вошедших на первое европейское издание диска. За альбомом 1994 года наступил долгий перерыв. Выпускались концертные бутлеги (в одном из интервью Фиш
признался, что эти самые концертники буквально помогли ему продержаться несколько лет), на двух компактах вышел сборник лучших (и в большинстве переигранных) песен «Yin» и «Yan». Но любители прекрасных стихов и проникновенного голоса певца ждали не этого. И дождались таки в 1997 году, в виде альбома
«Sunsets on Empire». Жесткий, динамичный, взвинченный альбом, он еще нёс некоторую печать неуверенности, но это был уже «настоящий» Фиш, злой на все несправедливости этого мира. Очень хочется выделить такие песни, как «The Perception of Johnny Punter», очень агрессивную, нервную композицию (сейчас
это одна из фаворитов на концертах), более мягкую, завораживающую «Goldfish & Clowns» и депрессивную «Wоrm in the Bottle». Ну, и конечно особое место занимает нежнейшая баллада, посвященная дочке певца, родившейся в 1991 году, Таре. Как она контрастирует с бескомпромиссностью и агрессивностью больши
нства номеров CD! Конечно, без пары слабых треков не обошлось и здесь (например, слегка "приальтернативненная" и явно сделанная с коммерческой оглядкой «Brother 52»), но в целом диск дышит свежестью и новыми идеями, а это главное. Данный альбом, наряду с дисками 1990 и 1991 годов, можно смело рекоме
ндовать всем любителям прогрессивного рока. И тем приятнее были услышать в 1999 году, что успех «Sunsets» закреплен новым сольником «Raigods with Zippos», вышедшим уже на знаменитой Roadrunner Records. На этом альбоме найдут отдушину и те, кому хочется прогрессивных «эпиков» на 20 с лишним минут - э
то будет «The Plague of Ghosts», и те, кому нужны просто красивые лиричные песни (в первую очередь, это «Incomplete», в которой подсевший, хрипловатый, но такой эмоциональный голос Фиша переплетается с женским вокалом), тяжелые рок-н-рольные номера («Mission State»), да и напористый «тяжеляк», «Fait
hhealer». О последней вещи следует отдельно сказать несколько слов. Кроме всевозможных музыкальных достоинств она интересна тем, что является композицией группы Sensational Alex Harvey Band. Это единственная обработка чужих песен на альбоме певца, и возникает законный вопрос: а почему она находится
здесь, а не на альбоме "каверов" 1993 года, где ей и логичнее всего и было бы находиться, ведь саму песню группа Фиша исполняет почти с самого начала его соло-карьеры? Вот что говорит сам Фиш: "Это намного более современная интерпретация - концертные версии этой песни, которые мы исполняли в 1989 го
ду, были сделаны очень молодой командой, и изначально мы копировали версию Алекса Харви - соло на муге и т.д. Но я не хотел делать трек, звучащий, как композиция 70х гг. Я хотел добавить больше драматизма и намного больше ощущения зла в песню, и это придало ей совершенно другие оттенки. То, как мы с
делали ее на «Raingods with Zippos», заставляет нас гордиться ею. Она очень отличается от оригинала, звучит весьма современно, и я понял, что чем с более замечательной песней вы работаете, тем легче вам это делать". Вот уж ни отнять, ни добавить к словам певца: всё так и есть! Над самым свежим своим
альбомом, «Fellini Days», певец работал два года. На этот раз ему не помогал Стив Уилсон, и на гитаре отыграл гитарный техник Marillion, Джон Уэсли, хорошо известный в "мариллионовских" кругах, как отличный гитарист, выпустивший несколько сольных альбомов. Все композиции на диске отмечены печатью м
рачности, а в последней песне «Clock Moves Sideways» есть даже «отсыл» к одному из самых депрессивных альбомов Мариллион «Fugazi». Подводя итог краткому историческому экскурсу, необходимо подчеркнуть: сольное творчество Дерека Дика, ака Fish, заслуживает самого пристального внимания. А на фоне после