Популярные личности

Филолай Филолай

Древнегреческий философ-досократик, ученик Пифагора, современник Сократа и Демокрита.
Категория:
Гражданство:
Греция
Биография

Краткая биография

Древнегреческий философ-досократик, ученик Пифагора, современник Сократа и Демокрита.


Родиной Филолая иногда называют Тарент или Гераклею в Южной Италии (Великой Греции), но более распространено изложенное Диогеном Лаэртским утверждение о том, что философ происходил из Кротона (поэтому в литературе его часто называют Филолаем из Кротона). Филолай вёл образ жизни странствующего филосо

фа, много путешествовал по Сицилии и Южной Италии.

Когда демократическая партия в Метапонте восстала против пифагорейцев и сожгла здание, в котором проходили их собрания, Филолай бежал в Луканию; позднее, спасаясь от преследований, он переселился в Фивы, где жил ещё незадолго до смерти Сократа. В

ернувшись в Кротон, он якобы достиг высокого положения, но был убит демократами, которые подозревали его в стремлении к тирании.

Непосредственными учениками Филолая были:

Ксенофил Халкидский,

Фантон,

Эхекраз,

Диокл и Полимнест (последние четыре — уроженцы Флиунта).

Считается, что Филол

ай — первый из последователей Пифагора, обнародовавший их учение о природе и строении Вселенной. Главное произведение Филолая, «О природе», сохранилось до нашего времени в отдельных фрагментах. По просьбе Платона это сочинение было куплено для него Дионом в Сицилии: от Платона оно перешло к Спевзипп

у, а от последнего к Аристотелю.

Произведение Филолая состояло из трёх книг:

в первой излагалось учение περί κόσμου (ο гармонии и космологии),

во второй — περί φύσεως (о числе и о его зна

чении в мирообразовании),

в третьей — περί ψυχής (о душе и душепереселении).

До нашего времени дошли с именем Филолая значительные отрывки на дорическом наречии, являющиеся, наряду с критикой Аристотеля, главными источниками для изучения пифагореизма.

Относительно их подлинности в научной литературе происходили споры: Бек в своём исследовании считает их подлинными; Целлер, за немногими исключениями, также признает их подлинность; Розе вовсе отвергает значение этих отрывков; Шааршмидт считает их неподлинными и произведение, от которого они уцелел

и, относящимся к первому или второму веку до н. э. К воззрениям Шааршмидта близко стоят Ибервег, дающий весь свод свидетельств о Филолае без какого-либо определённого вывода, Тило и Ротенбюхер.

Согласно Аристотелю, Филолай первым предположил возможность движения Земли, утверждая, что смена дня и

ночи вызвана концентрическим движением планеты вокруг воображаемого центра Вселенной. Византийский историк Стобей приводит описание системы мира Филолая: в центре Вселенной находится Центральный огонь (Гестия, Очаг Вселенной, Дом Зевса, Мать Богов) — вымышленный незатухающий огонь, освещающий весь м

ир. Вокруг Центрального огня вращаются Антиземля, Земля, Луна, Солнце и пять известных древним планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). Наконец, на последней сфере находится Объемлющий огонь, представляющий собой совокупность неподвижных звёзд.

Введённое в системе Филолая вымышленное небе

сное тело, обозначаемое вслед за другим пифагорейцем, Гикетом Сиракузским, как Антиземля (Антихтон), располагалось на ближайшей к Центральному огню орбите. Антиземля не наблюдается с Земли; отсюда следует, что Антиземля и Земля (так же, как Земля и Луна) движутся синхронно, сохраняя относительно дру

г друга неизменное положение. Кроме того, из гипотезы Филолая следовало, что Земля всегда обращена к центру Вселенной одной стороной (подобно Луне по отношению к Земле), иначе наблюдатель был бы способен наблюдать Центральный огонь с любой точки Земли. Получалось, что Греция, как и вся Ойкумена, нах

одится на обратной стороне Земли и освещается исключительно светом Центрального огня, отражённым Солнцем. Филолай считал, что Солнце стекловидно или изготовлено из материала, отражающего свет сходным образом. Таким образом, в его системе мира Солнце выступает в роли зеркала, отражающего чужой свет.

Как и Анаксагор, пифагорейцы, включая Филолая, допускали обитаемость планет. В частности, они считали, что Луна населена растениями и животными подобно Земле, причём лунные животные якобы крупнее земных в пятнадцать раз. В качестве объяснения этому пифагорейцы ссылались на то, что на Луне день бу

дто бы длится в 15 раз дольше, чем на Земле. Примечательно также то, что Луна в системе Филолая считалась не спутником Земли, а отдельной планетой.

При всех её недостатках и фантастичности, значение теории Филолая о строении мира состоит в том, что в его построениях впервые признавалось движение

Земли, которая уже не помещалась в центр Вселенной (впервые она была смещена оттуда ещё современником Пифагора Парменидом из Элеи). Вероятно, она повлияла и на Аристарха Самосского, впервые выдвинувшего теорию гелиоцентрической системы. Ссылки на Филолая, поставившего под сомнение геоцентрическую си



Поделиться: