Рэй заработала международную известность за 57 лет своей карьеры и стала одной из первых 'королев крика', за которыми в фильмах ужасов обычно гоняются страшные существа и маньяки. После какого культового фильма Рэй стала по-настоящему популярной и сама обрела культовый статус? И каким особым образом руководство Эмпайр-стейт-билдинг почтило память актрисы?
Вайна Фэй Рэй родилась на ранчо близ Кардстона, провинция Альберта, Канада (Cardston, Alberta, Canada), в семье мормонов, Эльвины Маргерит Джонс и Джозефа Хибера Рэя, у которых всего было шестеро детей. Семейство переехало в Соединенные Штаты через несколько лет после рождения Фэй. В 1912-м они жили
в Солт-Лейк-Сити (Salt Lake City), затем перебрались в Ларк, штат Юта (Lark, Utah), вернулись назад в Солт-Лейк-Сити, после чего обосновались в Голливуде, штат Калифорния (Hollywood, California).
В своей первой кинокартине Рэй снялась в 1923-м, в возрасте 16 лет. Это была эпизодическая роль в ис
торической короткометражке. В 1920-х она получила серьезную роль в немом фильме 'The Coast Patrol'. В 1926-м Фэй вошла в состав группы женщин, 'WAMPAS Baby Stars' ('Молодые звезды'), которых раскручивали как будущих светил кинематографа. Актриса получила контракт со студией 'Universal Studios', где,
в основном, была занята в малобюджетных вестернах с Баком Джонсом (Buck Jones).
В 1927-м Фэй заключила сделку с компанией 'Paramount Pictures'. Через год режиссер Эрих фон Штрогейм (Erich von Stroheim) пригласил ее на главную женскую роль в его фильм 'Свадебный марш' ('The Wedding March'), котор
ый, к сожалению, провалился в прокате, несмотря на достойный бюджет. Продолжая сотрудничество со студией 'Paramount Pictures', Рэй снялась еще в достаточном количестве фильмов, перейдя из эпохи немого в эпоху звукового кино.
Наибольшую известность Рэй приобрела после сделки с компанией 'RKO Radio
Pictures'. Не осталось незамеченным ее появление в триллере 'Самая опасная игра' ('The Most Dangerous Game') в 1932-м, вслед за которым последовала самая знаковая роль. Речь идет об образе Энн Дэрроу, 'девушки Конга', из культового фильма ужасов 'Кинг Конг' ('King Kong') 1933-го. За эту работу актр
иса получила гонорар в размере 10 тыс. долл. Русский зритель официально впервые увидел 'Кинг Конга' в кинотеатрах только в 1970-м.
Рэй продолжала блистать в других фильмах, но к началу 1940-х ее все реже можно было видеть на большом экране. Она пожелала поставить точку в карьере в 1942-м, но позж
е острая необходимость в деньгах заставила ее вернуться в кино и на телевидение еще на целых три десятилетия.
В январе 2003-го Фэй, которой уже стукнуло 95 лет, прибыла на Международный кинофестиваль в Палм-Бич (Palm Beach), чтобы не только отпраздновать выход документального фильма Рика МакКэя
(Rick McKay) 'Бродвей: Золотая эра' ('Broadway: The Golden Age, by the Legends Who Were There'), где фигурировала сама, но и получить премию 'Легенда кино'.
В более почетном возрасте Рэй неоднократно прибывала с визитом в Эмпайр-стейт-билдинг, в том числе в качестве почетного гостя в 1991-м, когд
а здание отмечало 60-летие, и в мае 2004-го. Последний раз актриса появилась перед широкой публикой на вечеринке в нью-йоркском ресторане 'Sardi's', состоявшейся после премьеры фильма 'Бродвей: Золотая эра'
Рэй трижды была замужем: за писателями Джоном Монком Саундерсом (John Monk Saunders) и Роб
ертом Рискином (Robert Riskin) и нейрохирургом Сэнфордом Ротенбергом. У нее было трое детей: Сьюзен Саундерс, Виктория Рискин и Роберт Рискин-мл.
В 2004-м она отказала режиссеру Питеру Джексону (Peter Jackson) появиться в маленькой роли в его ремейке 'Кинг Конг', заявив, что оригинальный 'Конг' –