Американский джазмен, трубач, один из основоположников джазового импровизационного стиля бибоп. Сильно повлиял на целый ряд известных джазменов – в особенности на Клиффорда Брауна (Clifford Brown). По праву считается одним из величайших музыкантов своего времени.
Родился Наварро в Ки-Уэст, Флорида (Key West, Florida); в жилах его течет смесь кубинской, китайской и афроамериканской кровей. В шесть лет Теодор начал играть на фортепиано – впрочем, еще семь лет он относился к музыке достаточно несерьезно. Лишь начав в 13 лет играть на трубе, Наварро всерьез задумался о своей будущей карьере. Ко времени окончания школы Теодор уже твердо решил, что оставаться далее в родном городе не собирается – Ки-Уэст никогда ему особо не нравился; примкнув к танцевальной группе, он направил свои стопы на Средний Запад.
Путешествуя по вольным американским дорогам, Наварро успел сменить немало различных групп и приобрести весьма и весьма ценный опыт; помимо прочего, в бытность участником команды Снукама Расселла (Snookum Russell), он сильно повлиял на тогда еще совсем молодого и неопытного Джей Джей Джонсона (J. J. Johnson) и познакомился с самим Рэем Брауном (Ray Brown). Особой популярностью у слушателей Теодор на тот момент еще не пользовался; ему лишь предстояло выработать тот характерный уникальный стиль, что так прославит его в будуще
м. Некоторое время Наварро работал в Орландо (Orlando) и Цинциннати (Cincinnati); учился играть он как у более опытных музыкантов, так и в специальных учебных заведенях – вроде музыкальной школы Огайо (Ohio).
В 1946-м Наварро осел в Нью-Йорке (New York City); именно тогда его карьера понемногу пошла в гору. Теодор познакомился с целым рядом известных музыкантов – в том числе, с одним из величайших джазменов-импровизаторов того времени Чарли Паркером (Charlie Parker). Увы, продуктивному сотрудничеству помешали, в первую очередь, запросы Наварро – Теодор был настроен получать весьма и весьма солидную зарплату и вступать в ряды одной из групп Паркера отказался. Следует отметить, что претензии Наварро были вполне обоснованными – Чарли платил своим протеже довольно мало, а Теодор на тот момент уже был в прямом смысле слова нарасхват. Второй серьезной проблемой стала приобретенная Теодором героиновая зависимость; вкупе с туберкулезом и лишним весом (в то время Наварро был известен под кличкой 'Толстушка') наркотики нанесли серьезный удар по здоровью музыканта. Именн
о из-за этого Наварро и скончался в очень молодом возрасте – на момент смерти ему было всего 26 лет. 1-го июля 1950-го, вскоре после своего последнего концерта – с Чарли Паркером – Теодор попал в больницу; 7-го июля музыканта не стало. Овдовевшая супруга Наварро Рена (Rena) и их дочь Линда (Linda) сейчас живут в Сиэтле, Вашингтон (Seattle, Washington).
За столь недолгую профессиональную карьеру Наварро успел сделать на удивление много. Он играл с Энди Кёрком (Andy Kirk) и Билли Экстином (Billy Eckstine), Бенни Гудманом (Benny Goodman) и Лайонелом Хэмптоном (Lionel Hampton) и записывался в компании Кенни Кларка (Kenny Clarke), Тэдда Дэмерона (Tadd Dameron), Эдди Дэвиса (Eddie 'Lockjaw' Davis), Коулмана Хокинса (Coleman Hawkins), Иллинойса Жака (Illinois Jacquet), Говарда МакГи (Howard McGhee) и Бада Пауэлла (Bud Powell).
Чарльз Мингус (Charles Mingus) в автобиографическом труде 'Beneath the Underdog' рассказывал о своей дружбе с Наварро; предполагалось, что музыканты нередко гастролировали вместе – впрочем, сей труд содержит целый ряд явных фактических ошибок.