Фернандо – испанский классический гитарист и композитор. Франко-бельгийский композитор, педагог и музыковед Франсуа-Жозеф Фети (François-Joseph Fétis) называл Сора 'Бетховеном гитары'.
Хотя наибольшую популярность он получил благодаря своим сочинениям для гитары, Фернандо Сор писал самую разнообразную музыку, включая оперу, сочинения для оркестра, струнного квартета, фортепиано и голоса. Его балет 'Золушка' выдержал более ста спектаклей. Произведения Сора для гитары варьируются от небольших пьес для начинающих музыкантов до сложных композиций для опытных гитаристов, как, например 'Вариации на тему Моцарта'. Современники считали Сора лучшим гитаристом на свете, и даже после его смерти его произведения широко исполнялись и перепечатывались. Поскольку сочинения Сора выходили в разных странах, его имя нередко писалось по-разному – Фернандо, Ферран, Фердинанд или Фердинандо. На самом деле полное имя гитариста звучит как Хозе Ферран Сор-и-Мунтадес (Josep Ferran Sors i Muntades).
Сор родился в Барселоне (Barcelona) в довольно обеспеченной семье кадровых военных и был крещен 14 февраля 1778 года. Он собирался продолжить семейную традицию в выборе карьеры, но передумал, когда отец неосторожно познакомил Фернандо с итальянской оперой, а заодно и с гитарой. И хотя гитара в то время ценилась невысоко, чуть выше плебейских инструментов, на которых играли для увеселения простых людей, мальчик потерял от музыки голову и отказался от мысли о службе в армии. В детстве родители Фернандо не слишком поощряли его музыкальные способности, так как отец боялся, что музыка будет отвлекать его сына от учебы и особенно от латыни, и Фернандо, чтобы угодить родителям, начал писать слова к своим песням на латыни.
Когда мальчик вошел в подростковый возраст, на него обратил внимание священник Барселонского собора, и юный Сор был зачислен в школу при соборе. Увы, вскоре после этого умер его отец, оставив мать почти без средств, и платить за школу стало нечем. Однако о таланте Сора прослышал новый настоятель монастыря Монсеррат и выделил средства на его обучение в монастырской хоровой школе. Впоследствии Сор вспоминал об этой школе с огромной теплотой и признательностью. Впрочем, мать Фернандо, испугавши
сь, что мальчик посвятит свою жизнь музыке вместо военной службы, перевела его в военную школу на четыре года – но это не стало для Сора трагедией, поскольку и там у него оставалось достаточно свободного времени, чтобы заниматься любимым делом.
В 1808 году, когда Наполеон Бонапарт (Napoleon Bonaparte) вторгся в Испанию (Spain), Сор не только писал патриотическую музыку для гитары, но и успел повоевать против французов. Правда, после поражения он принял административную должность в оккупационной власти. В 1813 году, опасаясь возмездия радикально настроенных патриотов, он в числе других ему подобных уехал в Париж (Paris) и больше на родину не возвращался.
Во Франции (France) Сор прославился, в первую очередь, как виртуозный гитарист и автор оркестровой музыки; оперы Сора французам не понравились, и тогда он решил поискать счастья в другом месте. В 1815 году он уехал в Лондон (London) и там тоже приобрел известность как гитарист и педагог. Поскольку балет в Лондоне был более популярным жанром, нежели опера, Сор попробовал свои силы в этом жанре и весьма быстро преуспел. Именно тогда был написал балет 'Золушка'. В 1823 году Сор снова пустился в странствие, на этот раз в далекую и холодную Москву. В Москву он отправился вместе с женой, балериной Фелисите Виржини Гюллень-Сор (Fèlicité Virginie Hullin Sor), которую там ожидала превосходная карьера. О пребывании Сора в России известно не так уж много, однако он провел здесь три года, после чего, расставшись с женой, вернулся в Европу и переезжал из города в город, устраивая концерты и знакомясь с местными музыкантами и композиторами всюду, где останавливался.
К 1827 году Фернандо решил пустить корни в Париже и провести там остаток жизни – это, скорее всего, объясняется возрастом. В Париже он сочинил большинство своих гитарных произведений. Его последней работой стала месса для дочери, которая умерла в 1837 году. Ее смерть ввергла уже больного Сора в серьезную депрессию, и через два года, 10 июля 1839 года, он скончался от рака горла.