Феликс Ле Дантек - французский биолог и философ. После учебы в Высшем педагогическом институте работал в Лаосе и в Бразилии, куда был направлен Институтом Пастера. С 1899 – профессор общей эмбриологии в Сорбонне.
Феликс Ле Дантек родился 16 января 1869 в Плугастеле. После учебы в Высшем педагогическом институте (1885–88) работал в Лаосе (1889–90) и в Бразилии, куда был направлен Институтом Пастера. С 1899 – профессор общей эмбриологии в Сорбонне.
Опираясь на идеи Конта, Ле Дантек отстаивал концепцию натуралистического монизма, согласно которой между живой и неживой природой нет существенного различия. В природе в целом господствуют, полагал он, естественные законы, и прежде всего – закон детерминизма, а потому нельзя говорить о существовании в ней какой-либо целесообразности и свободы. Но, защищая идеи детерминизма, Ле Дантек в то же время отрицал возможность предвидения будущего («Пределы познаваемого», Les limites du connaissable, 1903). В эволюционной концепции он исходил из учения Ламарка о наследовании приобретённых свойств и с этих позиций подвергал критике идеи Вейсмана и де Фриза. Психика, полагал он, по своей природе не отличается качественным образом от физиологии, а потому сознание не является самостоятельной реальностью, а есть лишь эпифеномен («Элементы философии биологии» – Elements de philosophie biologique, 1911).
Рассматривая отношение между философией и наукой, Ле Дантек признавал за философией право на существование лишь постольку, поскольку она согласуется с данными естественных наук и опирается на них. Себя он называл «сциентистом». Философские системы можно сравнить, утверждал он, скорее не с научными доктринами, а с произведениями искусства, которые создаются их авторами на основе индивидуальных вкусов и предпочтений. Ле Дантек выступил в своих сочинениях одним из основных противников Бергсона, чья концепция была диаметрально противоположна по духу его собственной. Так, в работе «Против метафизики» (Contre la metaphysique, 1912) он писал, что работы Бергсона не более полезны для научного исследования мира, чем произведения Фидия или Бетховена.
В книге «Эгоизм, единственная основа всякого общества» (L'egoisme, seule base de toute societe, 1911) изложена социально-этическая концепция Ле Дантека, где утверждается, что человек по природе своей эгоистичен, а потому именно эгоизм служит фундаментом социальной жизни, которая, как и сознание, может быть объяснена с точки зрения биологии.
Среди других его работ – «Новая теория жизни» (Theorie nouvelle de la vie, 1896), «Биологический детерминизм и сознательная личность» (Le determinisme biologique et la personnalite consciente, 1897), «Трактат о биологии» (Traite de biologie, 1903), «Естественные законы» (Les lois naturelles, 1904), «Атеизм» (L'ath?isme, 1906), «От человека к науке» (De l'homme ala science, 1907), «Проблема смерти и универсальное познание» (Le probleme de la mort et la connaissance universelle, 1917).
Дантек умер 7 июня 1917 в Париже.