Кузмичев (Кузьмичев) Федот Семенович (1799—1860?), писатель. Сын крепостного.
В 13-летнем возрасте принял участие в Бородинском сражении (в составе Московского ополчения), в заграничных походах 1813—14 (в Германии и Франции). По возвращении на родину — дворовый княжны А. М. Голицыной, у которой длительное время оставался служить и после получения вольной (в 1830 или 1831), приписавшись к мещанскому сословию. Жил в Москве и Подмосковье. Писать начал с 1824, интенсивно печататься — с н. 30-х, самостоятельно издавал и продавал свои сочинения. Утверждая, что к этому его побудили «любовь, свобода, честолюбие и непреоборимое желание прославить свое ничтожное имя» («Картины моей юности», написаны в н. 30-х; опубл.: М., 1844), выпустил более полусотни книг на самые различные темы и в разных
жанрах. Их объединяет заявленный уже в этой книге образ автора, «сына природы», как называл себя Кузмичев, стремящегося, однако, «к великой науке… познания Создавшего природу» («Путь к счастию…») и желающего приносить «в речах приличных / пользу для простых умов» («Златолавровый венок..»). В своих многочисленных бытовых рассказах, отмеченных простодушной позицией повествователя, Кузмичев широко использует как сатирические, так и сказочные приемы и мотивы («Слепой на горе, или Бесчеловечие нищих», М., 1834, — с подробным описанием ярмарки; «Сельский колдун, или Крестьянская свадьба», М., 1853; «Жених взаперти», М., 1840)
Явное пристрастие к исключительному порождает своеобразный у Кузмичева жанр бытовой фантастики, часто вызывающий не предполагаемый автором комический эффект: «Ночи сумасброда, или Фантастические чудеса в явлениях» (М., 1844), «Дочь разбойница, или Любовник в бочке. Нар. предание из времен Бориса Годунова» (М., 1839; 7-е изд., М., 1858, — наиболее известная из книг Кузьмичева); нередко включаются черты притчи или басни: «Девица Сидячка и жена Лежачка» («нравственно-сатирическая сказка»), «Басни. Ссора музыкальных инструментов» (обе — М., 1834). Сочетание сентиментальной и высокопарно-книжной лексики (в религиозно-патриотических отступлениях) с разговорной речью и просторечием в бытовых картинах, жанровых сценах («Дочь разбойница…», «Москворецкие рыболовы, или Зеваки на Каменном мосту», М., 1834) создает характерную для книг Кузмичева стилистическую пестроту.
С центральным для самосознания Кузмичева историческим событием — Отечественной войной 1812 — связан целый ряд его книг, объединенных многократно повторяющимся сюжетом — сельская идиллия, разрушенная войной; увиденные глазами «самовидца» «Картины Бородинской битвы» (М., 1839), «Ратник на московских развалинах в 1812 г. …» (М., 1842), «Ратник за границею, или Рассказы, как в Германии принимали русских солдат в 1813 и 1814 гг.» (М., 1843), «драматическое представление» «Бегство французов в 1812 г.» (М., 1843; включает множество «русских песен»; среди действующих лиц — сам Кузмичев, его мать, отец). О победах русского оружия он говорил, обращаясь и к иному историческому материалу («Ночь во граде Арзеруме…», М., 1829, и примыкающий к ней «Знаменитый день во граде Арзеруме…», М., 1830). Верой в принадлежность к избранному православному народу проникнуты его «поучительные» книги религиозно-нравственного содержания: прозаическая «поэма в 4 песнях» «Спасенная Ниневия пророчеством Ионы» (М., 1831), «Путь к счастию, или Нравоучительные беседы об образовании ума и сердца» (2-е изд., М., 1848), «Небесное знамение, или Величественное сев. сияние над Москвою» (М., 1848). Постоянные мотивы в них — страх перед грядущими катаклизмами, надежда на провидение, вера в скорое и обязательное возмездие, призывы к почитанию родителей, обличение лицемерия и т. д. — едва ли не весь комплекс народно-традиционного сознания.
В литературном отношении из книг Кузмичева выделяются автобиографические «Картины моей юности», проникнутые непосредственно поэзией детства, семейных отношений, добрым юмором.