Популярные личности

Федор Шехтель

Российский архитектор, живописец, график, сценограф
На фото Федор Шехтель
Категория:
Дата рождения:
1859-08-07
Место рождения:
Санкт-Петербург, Россия
Дата смерти:
1926-07-07
Место смерти:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Российский архитектор, живописец, график, сценограф; один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве; кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.


Родился в Петербурге 26 июля (7 августа) 1859 в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога, здесь же родились его брат Осип (1858) и сестры Александра (1860), Юлия (1862) и Мария (1863). Отец Осип Осипович (1822—1867) в 1855 году женился на Дарье Карловне (Розалии Доротее) Гетлих, происходившей из купеческой семьи, будущей матери Фёдора Осиповича. Мать происходила из семьи саратовских купцов Жегиных и позже служила экономкой в семье Третьяковых. Федор Осипович был женат на своей кузине, Наталье Тимофеевне Жегиной, отец которой Т. Е. Жегин был известной личностью и дружил с П. М. Третьяковым.

В Саратове примечательной личностью считался дядя зодчего — купец 1-й гильдии Франц Осипович Шехтель, который выступил в роли одного из учредителей первого в городе литературно-музыкального кружка просвещенного купечества — Немецкого танцевального клуба. В мае-июне 1859 года Ф. О. Шехтель построил в своём загородном саду деревянный летний театр с партером и ложами. Впоследствии театр не раз горел и перестраивался, менялся и облик устроенного Шехтелем увеселительного сада. В настоящее время на месте сада разбит сквер, в котором стоит современное здание Саратовского академического театра драмы, ведущего свое начало от маленького театра Шехтеля.

Переезд Осипа Осиповича Шехтеля с семьёй на постоянное место жительства в Саратов случился, видимо, в течение 1865 года, когда будущему зодчему было шесть лет. Возможно, на переезде Осипа настоял его старший брат. Сам он тяжело заболел, а других братьев — Антона, Ивана и Алоиза Шехтелей — уже не было в живых. Вероятно, хозяйство братьев требовало постоянного внимания, а инженер-технолог Осип Шехтель мог правильно управлять принадлежавшей братьям ткацкой фабрикой и театром.

Осенью 1865 года городская дума передала антрепризу сроком на пять лет петербургскому купцу инженеру-технологу Осипу Осиповичу Шехтелю. Однако способностям Шехтеля-антрепренера не суждено было раскрыться полностью: он умер от воспаления лёгких в конце февраля 1867 года. Осип Осипович Шехтель пережил брата только на два месяца, оставив после себя в «наследство» запутанные торговые дела и огромные долги. Его жена через доверенное лицо — Т. Е. Жегина — продала загородный сад с театром французской подданной Аделаиде Сервье. Так как братья состояли «в нераздельном капитале», то вышло так, что из-за огромных долгов Ф. О. Шехтеля семья его младшего брата оказалась без всяких средств к существованию. Положение было настолько тяжелым, что в 1868 году Дарья Карловна отдала своего младшего сына Виктора-Иоанна в семью проживавшего в столице статского советника К. Ф. Дейча, фамилию которого он впоследствии принял. Старший сын Осип был определён в Мариинскую земледельческую школу в Николаевском городке (ныне Октябрьский городок Татищевского района Саратовской области), а младшие дети, в том числе Фёдор, продолжали обучаться дома.

Годы учёбы

После сдачи вступительного экзамена осенью 1871 года Фёдор Шехтель был зачислен во второй класс первой мужской гимназии — единственного учебного заведения, дававшего среднее образование. Учился Федор Осипович посредственно, фактически имея приличные баллы по чистописанию, да еще по рисованию и черчению. Этим предметам Шехтель учился у «милейшего, добрейшего старичка» Андрея Сергеевича Година, того самого, у которого пятью годами раньше учился «технике рисования с натуры» сын командующего Саратовским губернским батальоном Миша Врубель.

26 августа 1873 года Фёдор Шехтель стал одним из 43 «казеннокоштных» воспитанников местной Тираспольской римско-католической семинарии (католическая семинария была открыта в Саратове 11 февраля 1856 года и предназначалась для подготовки детей колонистов в священнослужители) и окончил её в 1875 г. Свидетельство № 168 об окончании полного курса приготовительного четырёхклассного училища при Тираспольской римско-католической семинарии было выдано Шехтелю с большим опозданием, когда ему шёл уже 22-й год. Позаботиться о получении свидетельства заставила сама жизнь. Осенью 1880 года «саратовский мещанин Ф. О. Шехтель» был вызван из Москвы на жеребьевку в Саратовское городское по воинской повинности присутствие. Лица, окончившие училище, имели определённые льготы при прохождении воинской службы. Свидетельство об окончании приготовительного училища было получено Шехтелем 31 октября 1880 года. Две недели спустя, 14 ноября, в Присутствии им был получен документ, по которому он был «признан совершенно неспособным к воинской службе и навсегда освобождён от службы».

В 1875 Шехтель приехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс Д. Н. Чичагова, которое он оставил в 1878 г., не окончив курса (на основании рапорта инспектора К. А. Трутовского «за плохую посещаемость»). В 1880-е годы работал помощником у архитекторов А. С. Каминского (зятя П. М. Третьякова) и К. В. Терского, испытав большое воздействие их романтического историзма. Занимался книжно-журнальной графикой, дизайном театральных афиш, торжественных адресов и меню, сотрудничал в юмористических журналах «Сверчок» и «Будильник» (под псевдонимом Финь-Шампань), вместе со своим другом Н. П. Чеховым (братом А. П. Чехова) писал иконы и эскизы церковных росписей, участвовал в оформлении коронационных торжеств 1883 и 1896 гг. Антон Павлович представлял Шехтеля начинающим авторам как прекрасного рисовальщика и виньетиста, особенно после того как Фёдор Осипович оформил виньетками первый его сборник «Пёстрые рассказы» в 1886 году. До начала 1890-х годов работал и в театре, оформляя спектакли под руководством художника К. Ф. Вальца (Большой театр) и антрепренёра, также уроженца Саратова, Михаила Валентиновича Лентовского (народный театр «Скоморох»). Свою карьеру Лентовский начинал в "летнем театре городского «Сада Шехтель» в Саратове, принадлежавшему дяде и отцу Федора Осиповича. Построенный по проекту Шехтеля в «помпейском» стиле открытый театр «Антей», пожалуй, самая крупная его работа тех лет. Сложная механическая начинка сцены была специально предназначена для постановки всякого рода «чудес, полетов, превращений», и здесь увидели свет самые головокружительные феерии и оперетты Лентовского. В Петербурге для Лентовского Шехтель строил театр «Ливадия» и ресторан в «китайском» стиле «Кинь-Грусть», а в Москве — множество временных сооружений. Н. А. Попов — замечательный русский театральный деятель, режиссёр, энтузиаст и руководитель народных театров, писатель и критик — так вспоминает о Шехтеле: Ф. О. Шехтель очень легко относился к своим театральным работам, ни с какой стороны не ценил своих эскизов и, раздавая их по мастерским, не заботился об их сохранении. И большая часть исчезла бесследно. У него самого хранились только два альбома — «Люди-звери» и ещё один альбом с набросками костюмов. Остальная сохранившаяся часть его работ находится у немногих частных лиц и в Государственном театральном музее имени А. А. Бахрушина. К Бахрушину в своё время пришёл архив Лентовского и среди вороха бумаг Бахрушина удалось выделить значительную коллекцию работ Шехтеля, которая состояла из афиш, рисунков, программ. Опыт графика и сценографа помог ему развить идею архитектуры как эксцентрически-живописного зрелища.

Самостоятельное творчество

В 1894 году, сдав экзамен на право производства строительных работ, начал работать самостоятельно. Видимо, самой первой постройкой Шехтеля можно назвать жилое помещение на углу Немецкой (ныне Бауманской), 58 и Денисовского переулка. Будучи учеником Каменского, которому порою и приписывают авторство, Шехтель в 1878 (1884?) году выполнил заказ текстильного фабриканта Щапова на это строительство. Свой первый личный дом на Петербургском шоссе, 20, Шехтель возводил, числившись купцом.

К концу XIX века по его проектам было построено уже немало зданий, преимущественно дач и особняков. Лейтмотивом образных концепций Шехтеля было чаще всего средневековое зодчество, романо-готическое либо древнерусское. Западное Средневековье с налётом романтической фантастики доминирует в первой крупной самостоятельной работе Шехтеля — особняке З. Г. Морозовой на Спиридоновке (1893 г.), где С. Т. Морозов дал архитектору практически неограниченные финансовые ресурсы. К работе над оформлением этого здания Шехтель привлек тогда еще малоизвестного М. А. Врубеля. Среди построек зодчего 1890-х годов следует ещё назвать «готическую» дачу И. В. Морозова (1895) в Петровском парке (в комплексе усадьба, конюшня, ограда), построенный в этом же стиле особняк М. С. Кузнецова на Мясницкой улице, д.6, дом готических форм по адресу проспект Мира, 43 и собственный дом в Ермолаевском переулке (1896 г.).

Работы архитектора конца 1890-х годов показывают мастерское владение «готикой», но зодчий вновь несколько раз обращается к «русскому» стилю, делает классические интерпретации. Черты принципиально нового направления, позже названного «модерном», впервые проступили в торговом доме В. В. Аршинова на Большой Ордынке, 32 (1899 г.).

Перелом от готики к модерну произошёл в 1900 году. Весной Шехтель выполнил проект здания типографии А. А. Левенсона в Трёхпрудном переулке, выдержанный в формах любимой им готики, но уже в конце года, когда завершалась постройка этого сооружения, он создал внутреннюю лестницу в совершенно иной манере. Что же произошло в творческой биографии мастера в процессе перестройки этого сооружения?

14 апреля 1900 года в Париже открылась Всемирная выставка, почти на целый год взбудоражившая художественную среду всей Европы. Шехтель был награждён за участие в ней серебряной медалью.

После постройки особняка Морозовой Шехтель становится популярным и востребованным архитектором и много строит. Ряд других зданий — таких, как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901 г.) и композиционно-стилистически варьирующий их московский Ярославский вокзал (1902 г.), — решены в «неорусском» духе. В любом случае Шехтель весьма свободно трактует старинные прототипы, стилизуя их с учетом современных функций. Зачастую облик здания строится — как в известнейшей его постройке — особняке С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900 г.) — на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью.

В 1901 году Фёдор Осипович удостоен звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств.

Он участник выставки «Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля» в Москве (1902—1903 гг.).

Среди других его значительных работ — особняк А. И. Дерожинской в Кропоткинском переулке (1901), дом «Московского общества страхования от огня» и гостиница «Боярский двор» на Старой площади (1901), перестройка Художественного театра (1902 г.); (собственно, именно благодаря Шехтелю он обрёл свой «фирменный» дизайн), банк «Товарищества мануфактур» П. М. Рябушинского на Биржевой площади (1903—1904), Доходный дом Строгановского художественно-промышленного училища (1904—1906 гг.), типография П. П. Рябушинского «Утро России» в Большом Путинковском переулке (1907—1909 гг.), торговый дом Купеческого общества в М. Черкасском переулке (1909 г.), кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (1912 г.). В последних трёх случаях артистический изыск уступил место так называемому «рациональному модерну» — с более скупым декором и строгой пластикой стен. Данью памяти А. П. Чехова стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в городе Таганроге (1914 г.).

Среди нестоличных проектов архитектора можно отметить старообрядческую Белокриницкую церковь Троицы со сторожкой в Балакове Самарской губернии, построенную по заказу купцов братьев Мальцевых. Эта церковь — прекрасный образец национально-романтического варианта модерна — неорусского стиля. Шехтель получил право постройки этой церкви, победив в 1909 году в конкурсе Московского архитектурного общества, в котором, кстати, участвовали и будущие лидеры советской архитектуры, студенты Института гражданских инженеров Виктор и Александр Веснины (они получили за свой проект третью премию). Зодчий предложил Анисиму Мальцеву проект храма на 1200 молящихся с просвирней и оградой. Идея была одобрена, и всего через два года на высоком берегу реки Балаковки в завершении Амбарной площади поднялось фантастическое сооружение из бетона и камня. Журнал «Зодчий» за 1911 год поместил заметку о строительстве церкви Шехтеля в селе Балакове.

Возведённая в Иваново-Вознесенске великолепная Спасская церковь в византийском стиле была выстроена на средства фабриканта А. И. Гарелина, наблюдение за строительством проводил архитектор П. Г. Беген. В 1900 году храм заложили, а освятили постройку 30 октября 1903 года. В оформлении фасадов церкви Ф. О. Шехтель использовал византийские тройные арочные окна, разделённые полуколоннами. Храм завершался пятью шлемовидными куполами на гранёных барабанах. Стены украшали мозаичные орнаменты.

После Октябрьской революции 1917 г. зодчий был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, членом и председателем целого ряда конкурсных жюри. Продолжал работать и как педагог (с 1896 преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище композицию).

Шехтель являлся одним из основателей Московского литературно-художественного кружка (1899 г.); с 1901 года член, а с 1906 по 1922 гг. был бессменным председателем Московского архитектурного общества (МАО), участник всех состоявшихся в России с 1892 по 1912 гг. архитектурных съездов. С 1908 г. состоял членом комитета по устройству международных конгрессов архитекторов. Почётный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа. С 1921 по 1923 гг. возглавлял архитектурно технический совет Комитета по строительству государственных сооружений, был председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе. В 1923 году принял участие в первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве, спроектировав павильон Туркестана.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, был крещён в православие и принял имя Фёдора.

В 1918 году особняк по адресу Б. Садовая, д.4, построенный Шехтелем для себя, был национализирован, а зодчий с семьёй выселен. Скитался по разным квартирам, пока не нашел пристанище на ул. М. Дмитровка, 25, у своей дочери, Веры Фёдоровны Шехтель (Тонковой).

Имел детей — Льва Фёдоровича Жегина (1892—1969), Бориса, дочь Екатерину.

Умер Шехтель в Москве 7 июля 1926 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище в г. Москве.

Искусствовед Е. И. Кириченко отметила: «Шехтель был в числе непосредственных создателей нового языка архитектуры, новой системы. Его творчество — одна из вершин первого этапа современной архитектуры, известного в России под названием „модерн“».

Семья

Сын Ф.О. Шехтеля, Лев Фёдорович (1892—1969), носивший фамилию «Жегин», стал живописцем и теоретиком искусств. Занимался также исследованием формально-композиционных основ древнерусского искусства (книга «Язык живописного произведения», 1970). Сын Иван трагически погиб. Дочь Шехтеля, Екатерина (Китти) Фёдоровна Шехтель, посвятила себя воспитанию племянников и внучатых племянниц. Дочь Шехтеля, Вера Фёдоровна Шехтель (Тонкова) — художник оформитель, в ранней юности участница движения футуристов, возлюбленная В. Маяковского. Вышла замуж за сотрудника мастерской отца, архитектора поляка по происхождению, Генриха Гиршенберга. В 1919 году родилась дочь Марина (впоследствие театральный художник Лазарева-Станищева Марина Сергеевна). Второй брак с Сергеем Васильевичем Тонковым. В 1932 году родился сын Вадим (впоследствии заслуженный артист России Вадим Сергеевич Тонков, известный в образе экстравагантной старушки Вероники Маврикиевны Мезозойской).



Поделиться: