Эмин (Федор Александрович) - писатель (родился около 1735 г., умер в 1779 г.). Биография Э., до появления его в России, остается недостаточно ясной, так как он сам неодинаково рассказывал о своих "злоключениях".
Можно догадываться, что происхождения он был южнославянского. В течение 8 лет он странствовал по Австрии, Турции, Египту, Италии, Португалии и Франции; быть может, побывал и в Алжире и Тунисе. В Турции Э. сделался магометанином и служил в отряде янычар. В 1761 г. Э. явился в Лондон к русскому послан
нику, князю Голицыну , принял православие и был отправлен в Россию, где состоял учителем в сухопутном кадетском корпусе, а потом переводчиком в коллегии иностранных дел и кабинет-переводчиком. Быстро изучив русский язык, Э. в течение своей восьмилетней литературной деятельности оказался очень плодов
итым: он написал несколько сатирических произведений, ряд романов (переводных и подражательных), интересное "Описание Оттоманской Порты", издавал сатирический журнал "Адскую Почту" (1769), наконец сочинил патриотическую, но странную "Российскую Историю" в 3 томах, в которой ссылался на несуществовав
шие книги и свидетельства. Ему принадлежит также переиздававшаяся до последнего времени книга богословско-философского содержания: "Путь ко спасению". Из семи романов Э. шесть относятся к распространенному в XVII и XVIII веках типу романов "с приключениями", похожих на сказку, где читатель знает, чт
о герой выйдет победителем из самых затруднительных обстоятельств, добродетель в конце концов всегда восторжествует, а порок будет наказан. Только роман: "Письма Ернести и Доравры" сложился под влиянием новых веяний, преимущественно "Новой Элоизы" Ж.-Ж. Руссо. Романы Э., первого русского романиста,
имели несомненный успех, некоторые были даже переизданы; в мемуарах можно найти ссылки на героев его романов; зачитывался ими в детстве и Карамзин (см. "Рыцарь нашего времени" Карамзина). В то время Г.Ф. Миллер и особенно А.П. Сумароков осуждали романы, Э. является их горячим защитником в отношени
и как образовательном (ознакомление с историей и нравами разных народов), так и нравственном (отвращении от зла и любовь к добродетели). "Я последовал некоторым лекарям, - говорил Э., - кои полезные лекарства засладить стараются и часто оные позлащают по той причине, что теперь много есть таких боль
ных, которые и того, что их здравию полезно, без прикрас не принимают". Эта старая теория полезности литературных произведений оказала несомненную услугу русскому обществу. Э. широко пользовался правом пропагандировать свои идеи в романах; в этом отношении позднейшие русские романисты имеют в нем до
стойного предшественника. Наряду с истинами самоочевидными (польза просвещения, вред полуобразования, необходимость труда), Э. приходилось касаться и острых вопросов его времени: ужасов крепостного права, непорядков в суде и административных учреждениях, всеобщего холопства и преклонения перед разны
ми милостивцами. Страницы, отведенные Э. этим наболевшим вопросам, отличаются гораздо большей резкостью, чем статьи сатирических журналов. Романист вкладывал свои задушевные идеи в уста героев, действующих в Греции, Алжире и т. д.; это позволяло ему высказываться свободнее. В некоторых романах (авто
биографическом - "Непостоянная фортуна, или Приключения Мирамонда", "Приключения Мирамонда" и др.) даются целые общественные программы. К сатирическим произведениям Э. относятся его своеобразные "Нравоучительные басни" (издания 1764, 1789, 1793), "Сон, виденный в 1765 г. 1 января" (направленный прот
ив Академии Наук, Академии Художеств и шляхтецкого корпуса), неизданная доселе комедия "Ученая шайка", ряд эпиграмм и полемических стихотворений против М.Д. Чулкова , А. Шлецера и особенно А.П. Сумарокова (последний осмеял Э. в комедии "Ядовитый"). Более дружеские отношения были у Э. с В.Г. Рубаном
и Н.И. Новиковым , поместившим о нем сочувственную статью в своем "Словаре". Журнал Э. "Адская Почта" - один из лучших сатирических журналов того времени. Вполне ясно и сознательно смотрел Э. на значение сатиры; в известной полемике "Всякой всячины" с "Трутнем" Новикова о значении сатиры он примкнул
к Новикову, обличавшему не пороки вообще, а очень определенно указывавшему на недостатки современников, которых легко было узнать по прозрачным намекам. И в журнале Э. прибегнул к излюбленному им способу: дело происходит будто бы не в России (хотя обмолвки именно о России попадаются на каждом шагу)
; переписку между собой ведут бес кривой и бес хромой о разных делах на земле. "Адская Почта" дает богатый материал для характеристики русского общества XVIII века (семейные нравы, щегольство, подражание иностранцам, "случайные" люди и отношение к ним при перемене "счастья", воспитание, суд, хищения
, недостатки духовенства, крепостное право). Своеобразной чертой "Адской Почты" были статьи политические и публицистические, трактовавшие преимущественно об иностранной политике. Сильный и в XVIII веке милитаризм внушал опасения сатирику. Из рассуждений по этому вопросу делается вывод, что "потребно
, чтобы народ был более благополучен, нежели славен" (войнами). В другой статье читаем: "Петр в геройстве был весьма велик, но еще более в человечестве. Он, больше стараясь о пользе своего народа, нежели о своей славе, выше всех, одной только славы ищущих героев, имеет место. Если бы он не ввел в св
ою землю наук и художеств, не основал купечество и не отворил границы свои людям чужестранным, то многочисленные его войска служили бы только к отягощению его народа. Ежели государь человек во всем совершенстве, то и без геройства разумным своим правлением прославится и народ счастливым сделать може
т". В "Адской Почте" встречается ряд интересных отзывов о Вольтере, Даламбере, Ломоносове , Сумарокове, Фонвизине , Нарышкине, Тредьяковском , Новикове, Лукине , Дмитриевском. - Литературная деятельность Э. мало изучена. Биография Э. - в словарях Новикова и митр. Евгения ; библиография - в статьях М
. Лонгвинова ("Русская Старина", 1873, том VII, 616 - 619) и А. Лященка ("Библиограф", 1892, № 8 - 9); отзыв об "Адской Почте" в сочинениях о сатирических журналах Афанасьева, Н. Булича и др. См. еще: Л. Майков (статья о сатире "Сон") в "Очерках из истории русской литературы" (1889) и А. Лященко "П