Непревзойденный мастер городского пейзажа, первый живописец в русской живописи, работающий в этом жанре. Его картины отличаются вниманием к деталям, тонкой проработкой, красотой и изяществом цветовых переходов, а также некоторым из его картин присуща некая дымчатость, будто бы смотришь на городскую местность сквозь утренний туман.
Федор Алексеев родился в простой семье, отец его был сторожем и работал в Академии наук, которая в то время была художественным центром.
Образование Алексеев получил в Академии художеств, где учился с 1766 по 1773 год. Окончив класс орнаментальной скульптуры, Федор поступил в класс живописи, где его педагогами стали Г. Фандерминт и А. Перзинотти.
Чуть позже художнику дали работу в жанре программного пейзажа и он с ней справился настолько хорошо, что в награду его отправили совершенствовать свое мастерство в Венецию.
В 1773-1777 годах, находясь в Венеции, Алексеев отрабатывал свое художественное мастерство (правда как театральный художник, что не соответствовало его наклонностям), изучал работы знаменитых венецианских пейзажистов А. Канале и Ф. Гварди, а также гравюры Д. Б. Пиранези. Педагогами Алексеева в это время были такие мастера как Д. Моретти и П. Гаспари., но вскоре он ушел от этих педагогов и начал заниматься городским пейзажем (в то время это был распространенный в Венеции жанр).
Возвратившись на родину, он не нашел теплого и благосклонного приема. Более того, ему даже не дали академического звания, а лишь дали место художника декораций в театральном училище (1779-86).
В это время Алексеев активно работал, делал копии с пейзажей А. Канале, Б. Беллотто, Г. Робера и Ж. Берне. Эти копии были настолько мастерски сделаны, что принесли Алексееву небывалый успех, художника прозвали "российским Каналетто". Он наконец-то смог уволиться со своей ненавистной должности и приступить к работе над созданием оригинальных пейзажей.
За картину этого периода «Вид Дворцовой набережной от Летнего сада до Мраморного дворца» Алексеев был удостоен звания академика Академии художеств и получил возможность поехать в южные города (Новороссию и Крым), которые незадолго до этого посещала сама Екатерина II. Там он создавал виды городских пейзажей южных городов. Это путешествие длилось 2 года.
Картины этого времени раскрывают тяготение художника к классицистическим формам, обладают четкими и ясными пропорциями.
Другая характерная особенность картин этого периода - присутствие стаффажа. Детали проработаны живо, тонко, размер площадей, построек становится еще более реалистичным.
После этого путешествия стаффаж стал обязательной частью всех его картин.
Вскоре Алексеев начал создавать картины с изображениями московских видов. Этому содействует поручение 1880 года от императора Павла I. В это же время художник увлекается изучением старинной русской архитектуры. На его картинах большей частью встречаются изображения Кремля, а также московских улиц и монастырей.
Алексеев показывает зрителю волшебный, святой город. Благодаря этим работам он получает множество интересных заказов, среди заказчиков встречаются даже представители императорской семьи.
Уже в 1882 году Алексеев получает место руководителя класса перспективной живописи в Академии художеств.
И вот он возвращается к теме Петербурга, к теме, которую он всегда так сильно любил. В его творчестве начал проявляться большой интерес к человеку. Теперь центральное место в его композициях занимает жизнь людей.
Но постепенно успех стал покидать художника. В результате, несмотря на весь свой талант и трудолюбие, он завершил свой жизненный путь в глубокой бедности.