Популярные личности

Федерико Феллини

Кинорежиссер и сценарист.
На фото Федерико Феллини
Категория:
Дата рождения:
1920-01-20
Место рождения:
Римини, Италия
Дата смерти:
1993-10-31
Место смерти:
Рим, Италия
Гражданство:
Италия
Читать новости про человека
Биография

Гений итальянского кинематографа

Итальянский режиссер Федерико Феллини по праву считается одним из величайших кинематографистов второй половины XX века. Для Италии он был не просто талантливым режиссером, а ее символом, героем и надеждой. Надеждой на возможность чистого искусства в мире масс-медиа и поп-культуры. И даже когда режиссера не стало, эта надежда не умерла, ведь творчество Феллини всегда было открыто для новых поколений кинематографистов.


Ранние годы

Федерико Феллини появился на свет в маленьком итальянском городке Римини 20 января 1920 года. Его отец был коммивояжером, а мать занималась домашним хозяйством. Кроме Федерико в семье было еще двое детей, Мария и Рикардо.

Феллини рос болезненным ребенком, часто жаловался на головокружения и падал в обмороки. В детстве он любил все яркое и красочное. Его любимым занятием было изготовление масок и костюмов для представлений. Большое впечатление на Федерико произвел приехавший на гастроли цирк. Режиссер вспоминал, что убежал из дома и несколько дней провел в составе бродячей труппы.

В 1937 году, после окончания монастырской школы, Федерико переехал во Флоренцию, где некоторое время подрабатывал карикатуристом в фирме своего давнего приятеля. Через год он отправился в Рим, который покорил режиссера навсегда. В Риме Феллини зарабатывал себе на жизнь рисунками для журналов и газет, а также юмористическими произведениями в издании 'Марк Аврелий'. В это же время он начал писать свои первые сценарии.

Около года Федерико обучался на юридическом факультете Римского Университета, но не потому, что хо

тел стать юристом, а чтобы получить отсрочку от армии. Когда его выгнали, ему пришлось симулировать различные болезни. В 1943 году Феллини женился на начинающей актрисе Джульетте Мазине, с которой прожил всю жизнь. Единственный сын режиссера, родившийся в 1945 году, был слишком слабым и в течение месяца умер.

Всемирная известность

Федерико Феллини начал заниматься кино благодаря режиссеру Роберто Росселлини. Вместе они написали сценарий к ленте 'Рим, открытый город', которая положила начало неореализму. Картина имела невероятный успех, а Феллини в один миг стал известным сценаристом. Он написал еще несколько сценариев к работам Росселлини, а также снялся у режиссера в фильме 'Любовь'.

В 1950 году Феллини поставил полнометражный фильм 'Огни варьете'. В нем, как и следующих работах - 'Белый шейх' (1952) и 'Маменькины сынки' (1953)- все еще были отзвуки неореализма, направления, которое чуждо режиссеру и по пути которого он не пойдет. Главные черты кинематографа Феллини – насмешливая ирония, карнавальная фантазия, автобиографизм, мистификация, католицизм – стали доминантой в его картине 'Дорога' (1954)

. После ее выхода стало ясно, что поэтика режиссера радикально отличается от неореализма.

'Дорога' – это история бродячих циркачей, которые вынуждены жить в холодном и безразличном мире. Их жизнь настолько унизительна и беспросветна, что вызывает не сочувствие, а брезгливость. Этот трогательный фильм, воспринятый как метафора человеческого бытия, был высоко оценен мировым киносообществом. Он получил 'Серебряного льва' на фестивале в Венеции и 'Оскар' как лучший иностранный фильм. Популярность Феллини вышла за пределы Европы и достигла США. Примечательно, что его жену Джульетту Мазину, сыгравшую в фильме главную женскую роль, назвали 'Чаплиным в юбке'.

В Италии многие стали упрекать Федерико в том, что он отошел от неореализма в сторону универсализма, но он не свернул с намеченного пути.

Тему 'Дороги' продолжила драма 'Ночи Кабирии' (1957), повествующая о проститутке, которая мечтает о достойной жизни. В фильме вновь сыграла Мазина, получившая за свою актерскую игру множество кинопремий. Феллини удостоился второго 'Оскара' за лучший иностранный фильм.

В 1960 году вышла самая прославленная картина режисс

ера 'Сладкая жизнь'. В ней Феллини показал пустую и бессмысленную жизнь пресытившихся буржуа, циничных репортеров, помпезных церковников. Фильм вызвал многочисленные споры и трактовки и на несколько месяцев был запрещен к показу. Однако это еще больше подогрело к нему интерес. На фестивале в Каннах фильм был награжден 'Золотой пальмовой ветвью', а через некоторое время приобрел статус эпохального и культового.

Такой же статус получила работа 'Восемь с половиной' (1963) – автобиографическая драма, в которой соединились сны, фантазии, детские воспоминания, сиюминутные житейские радости, мечты о будущем и размышления о смысле бытия. Новаторский ассоциативный монтаж, используемый в фильме, сделал его настоящим шедевром киноискусства.

Последние работы

В 70-е годы Феллини обратился к своим детским и юношеским годам, сняв две по-настоящему значимые картины. Полудокументальная работа 'Рим' (1972) стала данью режиссера тому месту, где он провел лучшие годы своей жизни. В этом фильме он воспел Вечный город, его историю и настоящее, жителей и архитектуру, величие и низость.

Картина 'Амаркорд' (1973), название

которой на родном диалекте Феллини означает 'я вспоминаю', тоже рассказывает историю о городе, но теперь это Римини, где прошло детство режиссера. В ней Федерико в иронично-абсурдистском стиле рисует времена Муссолини и пытается понять суть итальянского фашизма. За этот фильм великий маэстро удостоился своего третьего 'Оскара'.

В последнее десятилетие своей жизни Феллини стал все больше повторяться. Он продолжал собирать награды кинофестивалей, но постепенно терял зрительскую популярность. Ему даже пришлось снимать рекламные ролики, хотя он негативно относился к телевидению и рекламе. В 1993 году Федерико получил почетный 'Оскар' за вклад в киноискусство, а через полгода его не стало. Проститься с величайшим режиссером пришло столько людей, что движение в Риме было остановлено.

Искусство Федерико Феллини, в котором тесно переплелись комедия и трагизм, фантазия и реальность, эмоциональность и интеллект, было новаторским на протяжении трех десятилетий ХХ века. Оно было как 'открытая книга', откуда черпали знания несколько поколений зрителей и режиссеров. Но это совсем не значит, что оно полностью исчерпано






Поделиться: