Итальянский режиссер Федерико Феллини по праву считается одним из величайших кинематографистов второй половины XX века. Для Италии он был не просто талантливым режиссером, а ее символом, героем и надеждой. Надеждой на возможность чистого искусства в мире масс-медиа и поп-культуры. И даже когда режиссера не стало, эта надежда не умерла, ведь творчество Феллини всегда было открыто для новых поколений кинематографистов.
Федерико Феллини появился на свет в маленьком итальянском городке Римини 20 января 1920 года. Его отец был коммивояжером, а мать занималась домашним хозяйством. Кроме Федерико в семье было еще двое детей, Мария и Рикардо.
Феллини рос болезненным ребенком, часто жаловался на головокружения и падал в обмороки. В детстве он любил все яркое и красочное. Его любимым занятием было изготовление масок и костюмов для представлений. Большое впечатление на Федерико произвел приехавший на гастроли цирк. Режиссер вспоминал, что убежал из дома и несколько дней провел в составе бродячей труппы.
В 1937 году, после окончания монастырской школы, Федерико переехал во Флоренцию, где некоторое время подрабатывал карикатуристом в фирме своего давнего приятеля. Через год он отправился в Рим, который покорил режиссера навсегда. В Риме Феллини зарабатывал себе на жизнь рисунками для журналов и газет, а также юмористическими произведениями в издании 'Марк Аврелий'. В это же время он начал писать свои первые сценарии.
Около года Федерико обучался на юридическом факультете Римского Университета, но не потому, что хо
тел стать юристом, а чтобы получить отсрочку от армии. Когда его выгнали, ему пришлось симулировать различные болезни. В 1943 году Феллини женился на начинающей актрисе Джульетте Мазине, с которой прожил всю жизнь. Единственный сын режиссера, родившийся в 1945 году, был слишком слабым и в течение месяца умер.
Федерико Феллини начал заниматься кино благодаря режиссеру Роберто Росселлини. Вместе они написали сценарий к ленте 'Рим, открытый город', которая положила начало неореализму. Картина имела невероятный успех, а Феллини в один миг стал известным сценаристом. Он написал еще несколько сценариев к работам Росселлини, а также снялся у режиссера в фильме 'Любовь'.
В 1950 году Феллини поставил полнометражный фильм 'Огни варьете'. В нем, как и следующих работах - 'Белый шейх' (1952) и 'Маменькины сынки' (1953)- все еще были отзвуки неореализма, направления, которое чуждо режиссеру и по пути которого он не пойдет. Главные черты кинематографа Феллини – насмешливая ирония, карнавальная фантазия, автобиографизм, мистификация, католицизм – стали доминантой в его картине 'Дорога' (1954)
. После ее выхода стало ясно, что поэтика режиссера радикально отличается от неореализма.
'Дорога' – это история бродячих циркачей, которые вынуждены жить в холодном и безразличном мире. Их жизнь настолько унизительна и беспросветна, что вызывает не сочувствие, а брезгливость. Этот трогательный фильм, воспринятый как метафора человеческого бытия, был высоко оценен мировым киносообществом. Он получил 'Серебряного льва' на фестивале в Венеции и 'Оскар' как лучший иностранный фильм. Популярность Феллини вышла за пределы Европы и достигла США. Примечательно, что его жену Джульетту Мазину, сыгравшую в фильме главную женскую роль, назвали 'Чаплиным в юбке'.
В Италии многие стали упрекать Федерико в том, что он отошел от неореализма в сторону универсализма, но он не свернул с намеченного пути.
Тему 'Дороги' продолжила драма 'Ночи Кабирии' (1957), повествующая о проститутке, которая мечтает о достойной жизни. В фильме вновь сыграла Мазина, получившая за свою актерскую игру множество кинопремий. Феллини удостоился второго 'Оскара' за лучший иностранный фильм.
В 1960 году вышла самая прославленная картина режисс
ера 'Сладкая жизнь'. В ней Феллини показал пустую и бессмысленную жизнь пресытившихся буржуа, циничных репортеров, помпезных церковников. Фильм вызвал многочисленные споры и трактовки и на несколько месяцев был запрещен к показу. Однако это еще больше подогрело к нему интерес. На фестивале в Каннах фильм был награжден 'Золотой пальмовой ветвью', а через некоторое время приобрел статус эпохального и культового.
Такой же статус получила работа 'Восемь с половиной' (1963) – автобиографическая драма, в которой соединились сны, фантазии, детские воспоминания, сиюминутные житейские радости, мечты о будущем и размышления о смысле бытия. Новаторский ассоциативный монтаж, используемый в фильме, сделал его настоящим шедевром киноискусства.
В 70-е годы Феллини обратился к своим детским и юношеским годам, сняв две по-настоящему значимые картины. Полудокументальная работа 'Рим' (1972) стала данью режиссера тому месту, где он провел лучшие годы своей жизни. В этом фильме он воспел Вечный город, его историю и настоящее, жителей и архитектуру, величие и низость.
Картина 'Амаркорд' (1973), название
которой на родном диалекте Феллини означает 'я вспоминаю', тоже рассказывает историю о городе, но теперь это Римини, где прошло детство режиссера. В ней Федерико в иронично-абсурдистском стиле рисует времена Муссолини и пытается понять суть итальянского фашизма. За этот фильм великий маэстро удостоился своего третьего 'Оскара'.
В последнее десятилетие своей жизни Феллини стал все больше повторяться. Он продолжал собирать награды кинофестивалей, но постепенно терял зрительскую популярность. Ему даже пришлось снимать рекламные ролики, хотя он негативно относился к телевидению и рекламе. В 1993 году Федерико получил почетный 'Оскар' за вклад в киноискусство, а через полгода его не стало. Проститься с величайшим режиссером пришло столько людей, что движение в Риме было остановлено.
Искусство Федерико Феллини, в котором тесно переплелись комедия и трагизм, фантазия и реальность, эмоциональность и интеллект, было новаторским на протяжении трех десятилетий ХХ века. Оно было как 'открытая книга', откуда черпали знания несколько поколений зрителей и режиссеров. Но это совсем не значит, что оно полностью исчерпано