Выдающийся российский театральный режиссер, наиболее известный рядом постановок пьес Чехова и Шекспира (Shakespeare).
Родился Фёдор в Венеции (Venice). Семья его издавна была связана с театром: отец – Федор Петрович Комиссаржевский – был элитным оперным певцом и хорошим другом самого Чайковского, а сестра – Вера Комиссаржевская – была одной из самых известных актрис своего времени. Федора сначала влекла к себе архитектура, однако в 1907-м и он увлекся сценой, начав выступать в театре своей сестры.
Через два года, в компании с настоящим революционером сценического ремесла – Николаем Евреиновым – Комиссаржевский создал новую театральную компанию; в ней органичным образом сочетались присущее эпохе стремление к романтике и новомодные философские концепции. Комиссаржевский всегда мечтал создать 'театр всех искусств' – по его теориям, с помощью форм, цветов и музыки можно было придать актерской игре новую глубину, изменить сам смысл звучащих слов и перестроить постановку целиком.
В 1910-м Федор Федорович организовал в Москве собственную театральную студию и начал реализовывать задуманное на практике. Его постановки 'Фауст' ('Faust') и 'Идиот' были встречены довольно тепло. Под началом Комиссаржевского молодые исполнители учились петь и танцевать; своей целью режиссер ставил создание целой новой породы – породы 'универсальных актеров'. Следует отметить, что некоторые его подопечные – в частности, Игорь Ильинский и Михаил Жаров – сделали действительно впечатляющую карьеру – правда, уже при советской власти.
После революции 1917-го Комиссаржевский стал директором Большого театра; под его руководством вышло несколько довольно удачных оперных постановок. Затем, однако, прозвучало легендарное высказывание Ленина о театрах и гробах, и Федор Федорович эмигрировал в Берлин (Berlin). В июне 1921-го в лондонском Aeolian Hall вышла его программа 'Opera Intime'; дирижировал исполнителями Эдриан Боулт (Adrian Boult), а партию тенора исполнял Владимир Розинг.
За следующие десять лет Комиссаржевский завоевал весьма и весьма солидную репутацию; прославили его, в первую очередь, постановки пьес Антона Павловича Чехова.
В 1932-м свет увидел впоследствии многократно переизданный труд Комиссаржевского 'История костюма' ('The Costume of the Theatre'). Федор Федорович активно читал лекции в Королевской академии драматических искусств (Royal Academy of Dramatic Art); среди его студентов были такие будущие знаменитости, как Джон Гилгуд (John Gielgud) и Чарльз Лоутон (Charles Laughton). Постановки Комиссаржевского стали своеобразной дорогой в жизнь для целой плеяды популярных актеров вроде Дональда Вольфита (Donald Wolfit), Кристофера Пламмера (Christopher Plummer) и Пегги Эшкрофт (Peggy Ashcroft).
Настоящим скандалом для консервативной Британии стали достаточно нестандартные версии классических шекспировских пьес – видение Комиссаржевского явно отличалось от того, к чему привык средний английский зритель. Так, его легендарный 'Макбет' ставился в алюминиевых декорациях, под блеск искусственных молний и с достаточно экстравагантными костюмами.
После начала Второй мировой войны режиссер перебрался в Штаты; там, в городе Дэриен, штат Коннектикут (Darien, Connecticut), 17-го апреля 1954-го актер и скончался.
Федор Федорович был женат дважды; первый брак – с упомянутой уже Пегги Эшкрофт – закончился разводом; второй брак – с танцовщицей Эрнестин Стоделль (Ernestine Stodelle) – разорвала лишь смерть Комиссаржевского.