Имя и образ актера Мюррея Абрахама, наверное, навсегда связаны с завистником-композитором Антонио Сальери, которого он сыграл в фильме Милоша Формана «Амадей». За эту гениально исполненную роль актер был удостоен «Оскара», «Золотого глобуса», премии от Британской академии и множества других престижных наград от мира кино.
Фарид Мюррей Абрахам (Fahrid Murray Abraham) родился в 1939 году, в Питтсбурге, штат Пенсильвания, в семье автомеханика, сирийского эмигранта, и домохозяйки-итальянки. Его детство прошло в Эль Пасо, недалеко от границы с Мексикой и в подростковом возрасте Мюррей искал и находил романтику в составе подростковой банды, которая промышляла не очень крупными преступлениями. Не увлекшись, однако, карьерой грабителя или курьера, он поступил в Университет в Остине (Техас), после окончании которого начал свою карьеру актера.
Начав с театральной сцены, Абрахам дебютировал в 1966 году в постанов
ке «The Wonderful Ice Cream Suit» по Рэю Брэдбери. Через год его можно было увидеть во внебродвейской пьесе «The Fantasticks», где его коллегами по сцене были Джерри Орбах и Нэнси Аллен.
Первым фильмом, в котором довелось сыграть Абрахаму, стала картина Энтони Харви «Возможно, они великаны» (They Might Be Giants). Роль Мюррея не была велика, и, возможно, зрители не поняли тогда, что перед ними – актер, которому будет в недалеком будущем рукоплескать не один зал престижнейших церемоний награждений.
За этим следует еще несколько картин, участие в которых не обещает ни славы, ни почета.
Однако, Абрахам, что называется, изучает «кухню», а его актерский потенциал уже заметили несколько режиссеров.
Наиболее заметной работой начала семидесятых стала роль в «оскароносной» комедии Херберта Росса «Солнечные мальчики» (The Sunshine Boys), после успеха картины к Абрахаму все чаще обращены предложения о ролях. Ему довелось сыграть в те годы в таких картинах, как «Вся президентская рать» (All the President's Men) Алана Дж. Пакулы, получившей не одного «Оскара», «Безумец» (Madman) Дэна Коэна, где его персонаж оказался заглавным, и многих других.
В 1983 году актер, чья репутаци
я уже так высока, что его приглашают только в действительно значительные проекты, снимается в фильме Брайана Де Пальмы «Человек со шрамом». Эта картина стала преддверием актерского прорыва Мюррея Абрахама.
1984 год приносит актеру роль Антонио Сальери, которая навсегда изменит его статус, характер ролей и, конечно, амбиции. Ему удалось тогда действительно гениально сыграть своего персонажа. Звучало даже мнение, что свой фильм Милошу Форману следовало назвать не «Амадей», а «Сальери» - настолько очевидно Абрахам «переиграл» своего партнера Тома Халса.
После этого фильма количество акте
рских работ превзошло все ожидания, а характерное рябое и очень примечательное лицо Мюррея Абрахама стало одним из наиболее узнаваемых лиц мирового кинематографа.
Его актерские работы выражаются почти сотней ролей, среди которых абсолютное большинство – роли далеко не эпизодические. В копилке Абрахама буквально все престижные награды от жюри всевозможных фестивалей и академий, а впереди – много работы. В 2009 году актер сыграл главные роли в драме Славы Цукермана «Перестройка» (Perestroika), а также в исторической драме итальянского режиссера Ренцо Мартинелли «Барбаросса» (Barbarossa).